Важен ли цвет крема для лица (наличие красителя)?

Все об экзопланетах: ближайшая, самая маленькая и большая экзопланеты

Экзопланеты

Чтобы выжить, человечеству в будущем придется колонизировать другие миры. Почему для этого лучше всего подходят экзопланеты? Что мы о них знаем? Сколько таких миров мы открыли и как далеко находится ближайшая экзопланета.

Экзопланета — объяснение концепции

Что такое экзопланета? Этот термин происходит из греческого языка. Слово экзо означает «вне» или «вне чего-то». Итак, экзопланеты — это небесные тела, которых нет в нашей солнечной системе.

экзопланета

Эти типы объектов изучаются в первую очередь в астрономии, чтобы обнаружить потенциальную внеземную жизнь (или возможность ее развития), а также найти альтернативу нашей родной планете в случае глобального катаклизма в далеком будущем. Ядерная война, климатическая катастрофа, перенаселение и истощение запасов сырья — вот лишь некоторые из причин, побуждающих научное сообщество искать настоящую замену Земле.

Теперь, когда вы знаете, что такое экзопланеты, стоит поближе познакомиться с деталями того, как продвигаются их исследования. Поиск небесных тел этого типа — относительно новая научная дисциплина. Первые сообщения об их существовании относятся к далекому 19 веку. Когда они были подтверждены? Как далеко мы продвинулись в анализе космоса на предмет тел, похожих на «голубую планету»?

Открытие первой экзопланеты

Хотя первоначальные заявления об открытии экзопланет датируются более чем столетием, крупные открытия в этой области произошли только во второй половине двадцатого века. В конце 1980-х годов три ученых: Дональд Б. Кэмпбелл, Гордон А. Х. Уокер и С. Янг — предположительно идентифицировали первую экзопланету. С исторической точки зрения их находка не первая в хронологии открытий, так как подтвердилась только в 2002 году.

Настоящий прорыв произошел только в 1992 году, когда польский астроном Александр Вольщан опубликовал научную статью об открытии трех экзопланет за пределами Солнечной системы. Какое-то время они были единственными известными планетами со схожими характеристиками с Землей. Их солнце - пульсар (известный как PSR 1257+12), вокруг которого они вращаются так же, как наша планета вращается вокруг Солнца.

Планетная система PSR 1257+12На фото планетная система PSR 1257+12

Достижение Вольщана вдохновило поколения молодых астрономов на исследования в этой области. Статистика утверждает, что только в 2016 году было описано почти 1600 ранее неизвестных объектов! Отсюда следует, что в будущем у землян будет практически неограниченный выбор при заселении космоса — при условии, что они создадут для этого соответствующую передовую транспортную технологию.

Каменистая поверхнать экзопланетыКаменистая поверхнать экзопланеты

Согласно прогнозам учёных, общее количество экзопланет в галактике Млечный Путь (именно тут находится наша планета Земля) оценивается не менее 300 миллионов. Под обитаемыми планетами подразумевается наличие на них микробов, растений и животных, но не обязательно цивилизаций или иной разумной жизни. Вычисления ученых показали, что если в ближайшие десятилетия будет открыта хотя бы одна планета с возможными следами жизни, это будет означать, что в нашей галактике есть и другие подобные миры с вероятностью 95%.

экзопланета Teegarden bНа фото экзопланета Teegarden b – является самым похожим на Землю объектом из обнаруженных

Ближайшие к Земле экзопланеты

Понятие «близость» относительное — может показаться, что несколько тысяч километров — это не большое расстояние для путешествия. Однако в космосе точка отсчета полностью меняется, потому что длины измеряются в так называемых световых годах. Световой год — это расстояние, которое свет проходит за 365 дней (календарный год). Учитывая, что скорость света не может быть превышена, это дает впечатляющую цифру в 9,5 триллиона километров, или девять с половиной тысяч миллиардов км (9 500 000 000 000 км).

Проксима Центавра

Понимание шкалы космических расстояний определенно поможет вам представить себе, как далеко находится ближайшая экзопланета. Она называется Проксима Б (альтернативное название: Проксима Центавра, смотрите на фото выше). Она расположена примерно в 4 световых годах от Земли, или примерно в 40 триллионах километров по довольно округленному расстоянию. Хотя стоит заметить, что Проксима Центавра имеет сходства с Солнцем, поэтому экспансия недопустима, даже если человечество научится путешествовать в космосе на дальние расстояния.

Несмотря на то, что путешествие к такой цели невозможно представить при современном состоянии космических технологий, это только вопрос времени, когда человечество найдет способ путешествовать на гигантские расстояния в космосе. Одно можно сказать наверняка: нынешний этап развития технологий, даже со всеми усилиями пионеров, таких как Илон Маск, определенно не позволит нам достичь Проксимы Центавра в ближайшем будущем.

Как обнаруживаются внесолнечные планеты?

окрестности Солнца в пределах 12 св. летНа фото окрестности Солнца в пределах 12 св. лет.

Поскольку экзопланеты — это небесные тела за пределами Солнечной системы, их невозможно идентифицировать невооруженным глазом. Именно по этой причине первые сообщения на эту тему относятся к девятнадцатому веку, когда было доступно специализированное оборудование для наблюдения и измерения объектов, видимых в небе.

Сегодня есть два эффективных метода подтверждения существования экзопланет:

1. Первый — это использование хорошо известного эффекта Доплера. Он заключается в наблюдении за взаимными реакциями между массовыми системами в космосе. Как известно, небесное тело с большей массой влияет на более легкие объекты (так, например, стабилизировался спутник Земли - Луна). Астрономы могут с большой точностью отслеживать системы звезд с планетами, которые, помимо вращения вокруг своей оси, совершают относительно небольшие движения вокруг центра общей тяжести. Благодаря этому заметны не только вращения отдельных небесных тел, но и изменение их положения в пространстве.
  2. Второй метод работает по аналогичному принципу, соблюдая так называемые транзит. Это расположение двух объектов (в данном случае, например, планеты и ее звезды) на одной линию, что довольно легко заметно с Земли с помощью специальных телескопов. Статистика утверждает, что это самый эффективный метод поиска экзопланет.

орбитальный космический телескоп COROT орбитальный космический телескоп COROT

На фото 30-сантиметровый орбитальный космический телескоп COROT снимающий кривые блеска многих звёзд в момент прохождения перед ними планет. Запущен 27 декабря 2006 года. Предполагалось с его помощью обнаружить десятки планет земного типа. К марту 2010 года COROT открыл семь экзопланет.

Самая большая и самая маленькая экзопланета

Самая большая экзопланета HD 100546 bНа фото самая большая экзопланета HD 100546 b в сравнении с Землей и Солнцем

Космические объекты могут достигать чрезвычайно больших размеров - настолько больших, что их трудно представить с земной точки зрения. Экзопланеты не являются исключением из этого правила. Самая массивная из них - HD 100546 b, она примерно в 7 раз больше Юпитера.

экзопланеты Kepler-37 b и Kepler-37 cНа фото экзопланеты «Kepler-37 b», «Kepler-37 c» и «Kepler-37 d» в сравнении с другими планетами

В исследование также включены более мелкие экзопланеты, которые, как считается, легче заселять и исследовать географически. Недавние измерения НАСА показали, что самая маленькая экзопланета — это Кеплер-37 b (находится на расстоянии около 210 световых лет от Солнца). Ее размеры аналогичны размерам единственного естественного спутника Земли - Луны. К сожалению, планета слишком далеко от нашей, чтобы даже подумать о начале более серьезных исследований. Также существует экзопланета Kepler-37 c - она очень похожа на b по структуре, только намного больше в размере, хотя не больше нашей Земли. Также есть с пометкой Kepler-37 d – она в свою очередь больше нашей Земли в несколько раз.

Экзопланеты могут спасти человечество в случае необратимого катаклизма. Однако трудно сказать, сколько времени понадобится нам, чтобы совершить такой научный прорыв, который обеспечил бы плавные и быстрые межпланетные путешествия.

Познавательные видеоматериалы по экзопланетам:

TutKnow.ru