При серьёзном строительстве либо ремонте промышленных и штатских построек и сооружений, гидротехнических объектов нередко приходится укладывать бетон в зимний период. В таких условиях (среднесуточная температура внешнего воздуха ниже пяти градусов) происходит процесс замерзания воды, что завершает процесс гидратации цемента, а повышение её в объёме (до 9%) разрушит состав бетона. В результате это может привести к тому, что после процесса оттаивания бетонная смесь уже не в состоянии набрать проектную крепкость.
Доказано, что если бетонная смесь до замерзания наберёт тридцать-пятьдесят проектной прочности, то воздействие низких температур не оказывает влияние на его физико-механические характеристики. Данная величина прочности именуется критичной. Зависимо от марки бетона она может равняться: 50% М — для М200, 30% М — для М400, 40% М — для МЗОО.
К зимним методам бетонирования, обеспечивающим достижение бетоном критичной прочности, относятся:- разогрев бетонной смеси при его изготовлении;
- выдерживание бетона в утеплении (способ термоса);
- внесение в бетон химических добавок, снижающих температуру замерзания;
- термическое действие греющих опалубок на свежеуложенный бетон;
- воздействие инфракрасных источников теплоты, электродный прогрев.
Выбирают приёмы технологические зависимо от экономической эффективности, вида конструкций, критерий бетонирования и особенностей применяемых бетонов и наличия дешёвых источников тепла.
При изготовлении бетонных консистенций на заводах организуют обогрев составляющих и воды затворения, сам же этот процесс изготовления производят в утеплённом помещении. Этим самым обеспечивают выход бетонной консистенции данной температуры. Для обогрева щебня и песка употребляют особые регистры, через них пропускают нагретую до 90° С воду либо пар. Воду затворения разогревают до t 40…80° С (зависимо от вида цемента) чаще паром в водонагревателях.
Перевозят бетон зимой в особых бетоновозах, особых контейнерах, автосамосвалах с обогревом кузова выхлопными газами.
К зимнему бетонированию относят метод «термоса», основанный на укладке бетонной консистенции, нагретой до температуры двадцать-восемьдесят, в утеплённую опалубку. Открытую поверхность бетона защищают от остывания.
Транспортирование к месту бетонирования нагретой бетонной консистенции сопровождается значительными потерями теплоты, увеличением жёсткости консистенции и понижением её удобоукладываемости. Для того, чтобы исключить такие недочёты бетон целесообразнее разогревать конкретно у места производства работ. С этой целью употребляют особые электроды, погружают эти электроды в бетонную смесь, которые находятся в кузове самосвала либо в бункере. Подводят к ним ток электрический - 380 В, а потом смесь бетонную нагревают в течение пяти-десяти минут до t 75…90° С.