Содержание статьи:
- Почему мы забываем
- Уровни памяти
- Главное правило
- Советы
Почему мы забываем новые слова?
Прежде чем мы отправимся искать универсальный способ изучения новой лексики, давайте разберемся, почему нам свойственно забывать выученное. Случалось ли с вами такое, что вы забывали слова родного языка? Скорее всего, ответ будет отрицательным. Вы не забываете слово «молоко», отправляясь в магазин, помните названия всех предметов, окружающих вас. А все потому, что мы активно используем слова в повседневной речи, т.е. повторяем, но не целенаправленно, а произвольно по мере возникновения языковой ситуации. В этом и кроется основной принцип надежного запоминания — повторение.
Уровни памяти или где хранятся слова
«Держи все в голове», эта фраза достаточно абстрактна, но четко описывает «место» хранения выученной лексики. Но память, как выясняется, бывает разной.
- Сенсорная память задействуется, когда мы впервые слышим или видим слово. Ее длительность невелика — доли секунды. Развитие слуховой или зрительной памяти разделяет людей на визуалов и аудиалов, для первых передача информации в кратковременную память быстрее осуществляется посредством зрительного восприятия, для вторых — слухового.
- Следующий этап — рабочая память, ее длительность до 20 секунд, поэтому она справедливо носит звание кратковременной. В ней полученная информация перерабатывается для длительного хранения, кроме того, от нее зависит, насколько быстро необходимый материал будет извлечен из долговременной памяти.
- Долговременная память — недра нашего мозга, она содержит все, что когда-то было накоплено нами. Если иностранным словам удастся туда попасть — победа! Вы их уже не забудете.
Как показывает статистика, 80 % нового изученного материала забывается уже спустя сутки. А значит, потребуется правильно организованное повторение.
Главное правило долговечного запоминания
Чем чаще вы используете лексику, тем надежнее она укрепляется в вашей памяти и тем меньше вероятность ее потерять. Лучший вариант повторения — активное использование в живой речи с носителями языка. Активность общения определяется индивидуально, но не должна быть реже 3–4 раз в неделю.
Как бороться с «забыванием» тем, кто не может позволить себе такого общения? Вам придется приложить усилия для создания искусственных условий языковой среды. Это могут быть аудиокниги, книги, фильмы, новости, пересказы — все методы вам хорошо знакомы.
- Первое повторение выученного необходимо организовать сразу после изучения.
- Второе — спустя 20–30 минут.
- Третье — через 24 часа.
- Четвертое — 15–20 дней.
- Пятое — 2–3 месяца.
Да-да, каждое слово должно быть повторено не менее 5–10 раз, но именно такой подход станет залогом надежного долговечного запоминания.
Советы по запоминанию и повторению
- Отключите «автопилот». Бездумно «пробегаете» глазами страницу словаря? Такой подход ведет в неизвестность и считается абсолютно неэффективным. Для запоминания требуется подключение ассоциативного мышления, воображения и, конечно же, внимания. Отличный результат дает придумывание небольших рассказов с массивом выученной лексики, он необязательно должен быть содержательным и литературным. Чем абсурднее и веселее он будет, тем надежнее он закрепится.
- К категории активного повторения относится и хорошо всем знакомый пересказ. Однако помните, что пересказ не имеет ничего общего с заучивание наизусть, он требует от вас осознанности.
- Те, кто любит читать, имеют неоспоримое преимущество. При работе над длинными произведениями многие слова многократно повторяются или если на первых страницах вам потребуется активная помощь словаря, то, заприметив слово в 3–4 раз, вы обязательно вспомните его значение. Таким образом реализуется вышеописанный пугающий многих принцип повтора от 5 до 10 раз, незаметно и совершенно безболезненно.
- Весело и эффективно, к этой категории относится просмотр фильмов и сериалов. В разрезе повторения последние предпочтительнее, поскольку в них чаще всего лексика повторяется, а значит, у вас есть шанс надежно ее закрепить. Обратите внимание на содержание сериала, например, культовый «Доктор Хаус» для этих целей непригоден, поскольку содержит огромное множество специфической лексики, которая может потребоваться лишь студенту медицинского университета. Совершенно иное дело — простая разговорная речь «Друзей».
- «Люблю», «не люблю» — комбинируем. Конечно же, существуют слова, для повторения которых нужны моральные силы. Здесь пригодится эффект Ресторфф, который предполагает повторение слов на любимую тему с небольшим включением «не любимых». Последние, выделяясь из общей массы, очень хорошо запомнятся. Итак, тему пушистых котят (10–15 слов) можно «разбавить» техникой (2–3 слова), в «путешествия» добавить «защиту окружающей среды». Надеемся, суть, как легче запомнить слова стала для вас ясна.
- Метод «римской комнаты» или «цепочка Цицерона». Юлий Цезарь, будучи человеком далеко не глупым, активно использовал сей метод для личного обучения. Суть метода в четком структурировании информации. При изучении лексики пройдитесь по комнате и определите каждому слову место, что-то можно «положить» на тумбочку, что-то уютно расположится на подоконнике, а есть слова, которые можно «бросить» на пол. Конечно же, все это вы будете делать исключительно в своей голове. При повторении слов пройдитесь по комнате, «поднимите» слова и проговорите вслух. Систематически повторяйте свои комнатные путешествия, уже не выполняя никаких физических действий. Главное условие — комната, с разбросанными словами, вам должны быть хорошо знакома.
- В век технологий было бы глупо не использовать гаджеты, ставшие нашими жизненными спутниками. Можно воспользоваться той массой приложений, которые предлагают разработчики, а можно самостоятельно записать аудиоурок, воспользовавшись функцией диктофона. Что записывать? Записывать мы будем слова, которые требуют повторения. Произнесите слово на русском, через 10 секунд — его английский перевод. Включайте запись в удобное для вас время и старайтесь во время пауз вспоминать перевод слов.
- И последнее, но не менее важное — это положительный настрой. Давайте вспомним, что удерживает наша память? Это события, которые сопровождались сильными эмоциями: праздники, активное времяпровождение. Нет-нет, мы не намекаем на то, что повторять слова необходимо за праздничным столом. Старайтесь изменить свое отношение к процессу изучения и повторения, вместо безнадежного «опять повторять» используйте «ух ты, я запомнил столько новых слов». И если об этом пункте забывают лингвисты, выставляя на первый план технические аспекты вопроса, то психологи считают одним из основных.
Мы определили, что и как повторять, осталось уяснить — когда? Здесь действуют законы проективного и ретроактивного торможения. Если изучая одну информацию, вы резко перейдете на следующий блок, то она «запишется» поверх ранее изученного, поскольку последнее еще не перешло в долговременную память. К чему мы клоним, к тому, что процесс изучения или повторения должен быть единственным выполняемым действием, никакого серфинга в сети, попутного чтения книг или фонового телевизора. Лучшее решение — повторение за четверть часа до сна и утром, как говорится «на свежую голову», ведь не зря наши мамы в школе советовали нам перед сном повторять стихи.
О правилах запоминания иностранных слов смотрите в этом видео:
[media=https://youtu.be/cLRJ5szxVTg]