Сепарация — это отделение детей от своих родителей, начало взрослой самостоятельной жизни. Подразумевает раздельное проживание и психологическую обособленность, когда повзрослевшие чада живут своими интересами и эмоциями, не ища финансовой поддержки отца и матери, сознательно принимают решения и несут за них всю ответственность.
Сепарация — как ее понимать?
В психологии сепарация понимается как процесс, когда ребенок, взрослея, постепенно отдаляется от своих родителей до полного с ними «разрыва». Имеется в виду, что повзрослевшие сын или дочь заводят свою семью и живут самостоятельной жизнью, становятся независимыми финансово, а главное — психологически. В таком случае можно говорить об успешном процессе сепарации.
С рождения ребенок полностью подчиняется своим предкам. Для него главный авторитет в жизни — это мать. Она знакомит его с жизнью и дает установки поведения в семье и обществе. В малолетнем возрасте дитя полностью доверяет маме и папе. Но старается уже поступить по-своему, а ему в ответ, что так делать нельзя, это очень плохо.
Ребенок еще не понимает, почему это нехорошо, верит авторитету старших. Однако с возрастом начинает соображать, что они не всегда правы, проявляет свой характер, мол, я лучше знаю, как нужно, делать буду так, потому что считаю это правильным. А мать или отец против, в семье разгорается конфликт. Дитя остается при своем мнении, но поневоле смиряется, так как еще целиком зависит от родителей.
Допустим, дитя дуется, что мама не разрешает ему гулять вместе с соседским мальчиком на том основании, что у того плохая семья: отец пьет, постоянно ругается и бьет мать. А ребенку интересно с этим мальчишкой. Он не хочет понимать, почему ему запрещают общаться с ним, закрывается, начинает отдаляться от своих предков. Так начинается естественный процесс возрастной сепарации.
И тут многое зависит от старших, чтобы отчуждение не пошло противоестественным путем, когда в семье вспыхивают скандалы, дети начинают недоверчиво относиться к словам и поступкам родителей. Но так как они еще материально и эмоционально зависимы от них, вынуждены подчиняться. В особо тяжелых случаях не могут смиряться и убегают из дому.
Так нередко происходит в подростковом возрасте, когда начинается процесс полового созревания (пубертатный период). В это время запреты родителей довольно часто вызывают негативные эмоции, что ведет к непониманию, сложным взаимоотношениям в семье. Именно на этом возрастном этапе возникает проблема «отцов и детей», которая может закончиться полным разрывом отношений.
Важно знать! Кризис во взаимоотношениях часто является причиной неуспешной сепарации от родителей, когда родители и уже взрослые дети расходятся не только во взглядах, но категорически не приемлют друг друга.
Основные этапы отделения детей от родителей
Психологический отход от родителей проходит четыре фазы. Каждая из них имеет свои особенности, от которых зависит становление ребенка как личности. Если этапы сепарации проходили успешно, повзрослевшие дети смогут самостоятельно и благополучно решать все свои жизненные проблемы.
Рассмотрим подробнее этапы сепарации в жизни ребенка:
Ясельный возраст. Когда дитя, научившись ходить, начинает само, еще бессознательно, знакомиться с окружающим миром. Этот очень ответственный период в жизни родителей и малыша можно назвать этапом выживания. Стремление матери, неусыпно следящей за своим чадом, ограничить его независимость вполне оправданно. Слишком много неизвестного вокруг открывает для себя малютка, хочется все потрогать, а это может быть опасно для здоровья. Например, он увидел беспризорную грязную игрушку, взял, поигрался, а потом машинально засунул палец в рот. Мать окриком заставляет его не притрагиваться к посторонним предметам, учит не облизывать грязные руки. Однако уже в этом возрасте нужно приучать малыша к самостоятельности, чтобы вполне посильные ему вещи он делал сам. Допустим, самостоятельно пользоваться ложкой.
Когда ребенок впервые осознает себя в этом мире. Это глубоко индивидуально, где-то с трех лет. Период пробуждения самостоятельности. Дитя начинает бороться за свое место под солнцем, сознательно пытается познакомиться со своим окружением, хотя личного опыта еще нет. Окрики старших: «Не трогай!», «Это нельзя!», «Ты еще маленький, не нужно тебе этого делать!» и другие такого рода затормаживают действия малыша. Но появляются первые критические мысли: а почему мне это запрещают? Чадо еще полностью зависит от родителей, но «пробивается» к собственному мнению, начинает понемногу осознавать, что ход и порядок вещей в доступном ему кругу общения не так прост.
Пубертатный период. Когда начинается половое созревание девочек и мальчиков. Это с 11-12 лет. Меняется внешний облик, дети растут, у них оформляются первичные и вторичные признаки принадлежности к своему полу. В это время резко меняются взгляды и мысли. Юноши и девушки все больше отдаляются от своих родителей. Не терпят окриков, меньше верят их словам, больше доверяют собственному опыту в общении со сверстниками и взрослыми. Это сложный период в отношениях «отцов и детей». Тут часты конфликты, которые успешно разрешаются при конструктивном поведении старших, когда они стараются найти рациональное зерно в поступках своих чад, а не стремятся подавить их своим родительским авторитетом.
Начало самостоятельной жизни. Школа окончена, кто-то дальше продолжит учебу, а кто пойдет работать. Работающие молодые люди, почувствовав свою финансовую независимость, психологически полностью отделяются от родителей и готовы вести самостоятельную жизнь. Немного сложнее с учащейся молодежью, такие еще зависят от своих предков, так как получают от них «денежное довольствие», хотя в духовном плане ребята совершенно свободны. Совместное проживание взрослых и детей под одной крышей задерживает процесс полной сепарации, продолжаться это может лет до 23, пока не будет завершена учеба.
Важно знать! Финансовая самостоятельность и даже своя семья не являются гарантом успешной сепарации. Она считается таковой, когда дети готовы к отделению от своих родителей психологически.
Разновидности психологической сепарации
На всех этапах психологического отделения детей от родителей имеются свои нюансы. По степени их преобладания на той или иной фазе взросления ребенка выделяют четыре вида сепарации. Каждому из них присущи свои особенности.
Виды психологической сепарации бывают такими:
Чувственная сепарация. Опирается на эмоции ребенка (подростка). Дети делают свой выбор независимо от мнения родителей. Эмоции не лучший помощник в решении своих проблем. Если суждение принято под наплывом чувств, большая вероятность, что оно не будет успешным. Допустим, мать запрещает дочке дружить с соседским мальчиком под предлогом, что у него плохая семья. Вполне возможно, что родительница права, у нее большой жизненный опыт, знает, что говорит. Но девочка противится такому запрету и назло маме продолжает общаться с мальчишкой. На чувственной волне она отдаляется от матери, а это может привести к негативным последствиям. Допустим, парень покуривает травку, приучает к ней девушку. Итог такой чувственной сепарации налицо.
Нравственная (ценностная) сепарация. Чаще проявляется в подростковом возрасте. Связана со взглядом на мир. Когда суждение подростка существенно отличается от мнения родителей. Сын (дочь) открыто отстаивает свое воззрение и не боится противоречить предкам. Допустим, им не нравится, что папа и мама живут замкнуто, не приглашают к себе знакомых. А мотивируют это тем, что нынче все дорого, расходы на стол для гостей будут большими, лучше эти деньги потратить на семью. Дети считают, что этакое скопидомство не красит взрослых, они, когда вырастут, такими никогда не станут. Это один из нюансов такой ценностной сепарации. Отходя от взглядов родителей, подростки приобретают свое собственное мнение.
Практическая (функциональная) сепарация. Когда ребенок в состоянии позаботиться о себе. Независимо от того, рядом родители или нет. Допустим, мать и отец на работе, а приготовленной еды в холодильнике не оказалось. Это не смущает дитя, оно само готовит пищу и даже может постирать свою одежду. Такая высокая степень самодостаточности свидетельствует, что ребенок готов к самостоятельной жизни, он мало зависит от родителей.
Сепарация, возникающая в ходе разногласий. Когда разномыслие детей и родителей ведет к конфликту в семье. И никто не считает себя виновным. Если у кого-то из конфликтующих, допустим, матери или ребенка, появляется чувство вины, ссора сглаживается, о разрыве отношений речь не идет. Когда же такого ощущения не возникает, ссора перерастает во вражду. Если подросток еще не вполне самостоятельный, он, протестуя, может уйти из семьи, но потом возвращается (часто приводит полиция). Самостоятельный молодой человек нередко окончательно порывает отношения с родителями. Таков неутешительный результат дает конфликтная сепарация.
Важно знать! Психологическое отделение от родителей — это не простая последовательная смена этапов в развитии ребенка, регулируемая его психофизическими данными. Процессом этим должны управлять родители. Если они не справились с такой своей родительской «ношей», их ожидает безрадостная старость.
Проблемы поэтапной сепарации
Проблема сепарации ребенка зависит от семьи. Отец занят работой и не в состоянии уделять достаточно времени детям. И тут большая роль матери. Если она не задавлена семейными и своими личными проблемами, допустим, плохое здоровье, воспитание чад пойдет успешно. Повзрослев, они без больших трудностей отойдут от родителей и заживут самостоятельной жизнью.
Причины неудачной сепарации весьма разнообразны. На всех этапах взросления и развития ребенка они могут быть такими:
Трудные роды. Когда после рождения ребенка у женщины наступает послеродовой психоз или депрессия. Такое тяжелое психическое состояние сопровождается неадекватным поведением. Молодая мать равнодушна к дитяти, или у нее неестественная тревога, что с ним все плохо. А она ничего не может сделать, боится взять на себя ответственность за его жизнь. Даже может оставить малыша в роддоме. В этом случае психологи говорят о нарушении аттачмента (привязанности к ребенку). Вполне естественно, когда такая женщина все же воспитывает дитя, психическое развитие его не будет полноценным. Это обязательно скажется на процессе сепарации. Она не будет успешной. Став взрослым, такое чадо не сумеет адаптироваться ко взрослой жизни, у него будут оставаться инфантильные, детские черты характера и поведения.
Младенческий, ясельный возраст. Когда ребенок начинает ходить. Мать неотлучно следит за ним, старается привязать его к себе. Это сопровождается постоянными окриками, чтобы вел себя аккуратней, не вступал, допустим, в лужу или не ходил куда не нужно. На этом этапе происходит полное слияние (конфлюэнция) мамы с дитятей. Но долго так продолжаться не может. Дитя познает мир, ему все интересно, оно капризничает и не понимает, почему слышит сплошные запреты. И вот тут главное — не переборщить со своими вето. Нужно знать, где необходимо дать ребенку самостоятельность, чтобы он чувствовал свою полноценность и рос не ущербным человеком. В таком случае сепарация будет протекать успешно и не вызовет никаких нареканий в дальнейшем.
Детский сад и начальная школа. Ребенок все больше познает окружающий мир. Авторитета отца и матери не всегда хватает, чтобы толково ему объяснить все происходящее вокруг. Отход от родителей все больше усиливается. А они боятся потерять контроль над чадом. Начинаются запреты. Мол, не делай то или это, не поступай так и эдак. Однако это уже не срабатывает. Дитя капризничает, но так как психологически еще в полной мере зависит от старших, в конце концов утихомиривается. И хорошо, если старшие сумеют объяснить малышу все сложности взаимоотношений между людьми, а он это поймет. Тогда процесс сепарации не станет болезненным, в семье между взрослыми и детьми не будет расти неестественное отчуждение.
Подростковый возраст. Это время полового созревания (пубертатный период), когда меняются внешний облик, поведение и интересы. Подростки уже живут своей независимой от родителей духовной жизнью, но продолжают оставаться зависимы от них материально. Старшим нужно внимательно относиться к запросам и поведению своих чад. Именно в эту пору начинается самый интенсивный процесс сепарации: дети все более придирчиво относятся к мнению «стариков» и часто не соглашаются с ним. А те даже не допускают мысли, что детки могут думать иначе. Происходит внутренняя духовная изоляция. Допустим, парень или девушка хочет больше времени проводить со своими друзьями, а папа и мама запрещают. Мол, тебе нужно учиться, иначе вырастешь неучем. Но бывают проблемы, приводящие к серьезному конфликту «отцов и детей». Например, сын, еще толком не став на ноги, хочет жениться, а невеста папе и маме не нравится. Они против свадьбы. На этой почве серьезная ссора перерастает в открытое отчуждение подростка от своих «родаков». Помимо этого, неблагоприятный процесс сепарации может заключаться в нерешительном характере, неуверенности в себе, допустим, матери. Или она страдает чувством нереализованности, что ничего в жизни у нее не получилось. Все свои негативные эмоции она переносит на ребенка, что не способствует его полноценному развитию и успешному вхождению в новую взрослую жизнь.
Важно знать! Каждый возраст сепарации от родителей имеет большое значение. На любом его этапе нельзя пугать дитя (подростка) страшилками «мирового масштаба», что без помощи родителей он не сможет решить свои проблемы. Такое преувеличение внешней опасности — это гарантия, что ребенок будет расти робким, взросление его замедлится. А это и есть неудачная сепарация от родителей.
Результаты положительной сепарации от родителей
Если сепарация от родителей проходила успешно, это положительно сказывается на ребенке. Он учится сдерживать свои эмоции, что немаловажно во взаимоотношениях между людьми. И осознает свое место в мире. Ведь каждый человек — это вселенная, и хорошо, когда личность уникальная, выделяется своими личными качествами, которые помогают удачно строить свою жизнь.
Положительная сторона сепарации от родителей заключается в таких факторах:
Становление своего «Я». К совершеннолетию дитя полностью сформировало собственное отношение к окружающей действительности, понимает свое место в мире. Подросток стал самостоятельным, эмоциональная связь с родителями настолько ослабла (вполне закономерно), что не мешает начать самостоятельную жизнь.
Разумная родительская опека удержала от дурных поступков. Разумные отношения с родителями (зависит в первую очередь от них) помогли избежать проблем, которые есть в семьях, где нарушена естественная сепарация и дети «отбились от рук» — совсем не слушаются старших. Таких ребят часто засасывает улица, они попадают в дурную компанию, становятся алкоголиками, наркоманами и токсикоманами. Девушки могут заняться проституцией, у них нередки ранние роды.
Исключены преждевременные браки. Ребенок взрослеет, семейные связи слабеют, однако подросток понимает, что даже большая любовь — не повод преждевременно заводить свою семью, так как не стал еще полностью самостоятельным, независимым. Прежде нужно крепко встать на ноги, допустим, окончить учебу и устроиться на работу, чтобы не сидеть с юной женой на шее у предков.
Правильно сформированные жизненные цели. Отец и мать, воспитывая детей, учат их «взрослеть» соответственно возрасту, постепенно приучая к самостоятельности мышления и поведения. Например, в юном возрасте самим одеваться, а в подростковом — помогать по хозяйству и в случае необходимости приготовить пищу. Поощряют проявление интереса ребенка, допустим, к спорту. Наставляют, что нужно ставить перед собой значимую жизненную цель, добиваясь ее упорной, методичной работой над собой, не допуская эмоциональных срывов, что только осложнит жизнь.
Важно знать! Постепенный психологический отход ребенка от семьи совсем не означает, что в дальнейшем у него не будет никаких проблем. Вполне даже могут быть. Правильная сепарация помогает детям прочно встать на ноги, подготовиться к своей дальнейшей отдельной от родителей жизни.
Что такое сепарация — смотрите на видео:
Сепарация — это объективный жизненный процесс. Социализация личности просто невозможна без психологического обособления детей от родителей. Когда взросление ребенка проходит успешно, он в полном объеме овладевает правилами, нормами, знаниями и навыками, помогающими ему успешно интегрироваться среди людей. Если сепарация неудачная, дитя не состоится как значимый для общества человек. Расплата за это ляжет на плечи отца и матери. А это лишенная тихих теплых красок старость, беспокойство и переживание, что сын или дочь стали неудачниками в своей взрослой жизни.