Радиотелескоп ALMA запечатлел рождение звезды в созвездии Волка + Видео

Благодаря телескопу ALMA были проведены важные исследования, касающиеся формирования звёздных систем. Во время этого исследование он смог запечатлеть рождение звезды в созвездии Волка. Также смотрите видео.
Как сообщается в статье, размещённой в журнале Nature, радиотелескоп ALMA позволил отследить учёным процесс формирования звезды HD 142527 и её планет в созвездии Волка, находящейся на расстоянии 450 световых лет от нашей планеты. Это помогло получить представления о том, как звезда забирает себе вещество протопланетного диска, несмотря на значительные между ними расстояния.

В настоящее время имеется мнение, что планеты и звезды начинают формироваться благодаря гравитационному коллапсу наиболее плотных частей газопылевых облаков. При вспыхивании зарождающейся звезды происходит разогревание ближайших к ней областей протопланетного диска, в результате чего остатки газа и пыли уносятся за пределы формирующейся звёздной системы. Но масса звезды всё равно продолжает увеличиваться, что является своеобразной загадкой для учёных. Решить же данный вопрос смогла группа астрофизиков под руководством Саймона Касассуса (Simon Casassus) из университета Чили в Сантъяго, проведя исследования вышеупомянутой звезды.

Отметим, что обсерватория ALMA ещё находится на стадии строительства и будет возведена на высокогорном плато Чахнантор в Чили. Инструмент работает в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне волн, после завершения строительства он будет состоять из 66 антенн.

Учёным удалось установить, что пространство между недавно зародившейся звездой и протопланетным диском не является пустым, в нем содержится относительно разреженный слой газа. Об этом дали знать молекулы угарного газа, излучение каких было зафиксировано при помощи телескопа. Также специалистами были обнаружены спиралеобразные потоки газа, находящиеся внутри протопланетного диска, что говорит о наличии формирующихся или уже сформированных планет. Особенности перемещения газов позволяют сделать вывод о том, что их стягивают на себя планеты, наращивая таким образом свою массу.
Как пояснил Касассус, гравитация возможных протопланет забирает часть вещества диска, в результате образуя потоки устремляющихся к ним газов. Значительная часть газов при этом пролетает мимо планет и направляется во внутреннюю часть диска, после чего в итоге падает на звезду. Такой процесс способствует продолжению наращивания массы звезды и в то же время препятствует разрушению протопланетного диска её излучением. Расчёты показывают, что протопланеты таким образом поставляют достаточное количество газов для нынешних темпов роста молодой звезды.

Получив столь интересные данные об особенностях рождения звёздных систем, Касассус вместе со своей группой учёных при помощи компьютерного моделирования решил проверить, как бы на протопланетном диске сказалось отсутствие потоков газа. В результате учёные пришли к выводу, что звезда HD 142527 в таком случае уничтожила бы диск примерно в течении года, после чего рост звёздной системы был бы завершён.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о высокой степени важности данного процесса в формировании полноценных звёздных систем. Новая серия наблюдений запланирована на весну 2013 года, когда все работы по сооружению ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) будут завершены.

Видео о рождении звезды в созвездии Волка:

TutKnow.ru