Эмпатия у детей — это развитая способность чувствовать проблемы людей и радоваться их успехам. Малыши могут только требовать удовлетворения своих потребностей даже в ущерб интересам собственных родителей. Следовательно, необходимо разобраться в вопросе, как развить у них желание посочувствовать другому человеку.
Почему нужно развивать эмпатию у ребенка
В данном случае нужно различать возникновение самого термина и его официальное озвучивание. При анализе первого варианта необходимо вспомнить психолога-экспериментатора Эдварда Титченера, взявшего за основу своих умозаключений немецкое слово Einfuhlung. Позаимствовал он его у философа-эстетика Теодора Липпса, который зарекомендовал себя теоретиком в области воздействия искусства на человека.
В дальнейшем известный психоаналитик Зигмунд Фрейд в 1905 году сделал первое четкое определение озвученного понятия. По его мнению, эмпатия является процессом, который происходит в ходе социализации личности с идентификацией в виде подражания ребенком позитивного примера взрослых. Современник Зигмунда Фрейда, швейцарский психиатр Эйген Блейлер, подобное явление рассматривал в качестве инстинктивного созвучия детей со средой, которая их окружает.
Некоторые люди путают эмпатию с сочувствием. Однако между этими понятиями существует некоторая разница. При эмпатии ребенок сопереживает любому психологическому состоянию своего ровесника или взрослого человека.
Многие родители задумываются над вопросом относительно целесообразности формирования у своего ребенка этой модели поведения. В качестве аргументации правильности данного решения психологи приводят следующие доводы:
Развитие позитивности. Подросшим детям, умеющим сопереживать, не придет в голову видеть мир исключительно в черных тонах. Они будут верить в себя и свое будущее, не зацикливаясь на неприятностях в настоящем.
Формирование склонности не осуждать. Ребенок-эмпат всегда поймет того человека, который оступился. Став уже взрослой особой, он не будет критиковать чужие поступки, а станет следить за собственным поведением.
Повышение внимания со стороны людей. Успешный человек всегда окружен множеством знакомых, которые его уважают. Ребенок-эмпат со временем становится популярной личностью, потому что люди тянутся к тем, кто их понимает.
Развитие умения слушать. Некоторые скептики считают данную способность ненужной формальностью. По их мнению, нужно уметь говорить, любой ценой отстаивая свою точку зрения. Однако практика показывает, что тот, кто умеет слушать, добивается многого в жизни.
Установление контакта с ровесниками. Дети-эмпаты умеют уйти от любого конфликта, который довольно часто возникает в коллективе. Даже задиры редко провоцируют такого ребенка и даже стремятся к дружбе с понимающей всех особой.
Получение хороших результатов в школе. Этот же аспект касается обучения в высших учебных заведениях. Дети-эмпаты никогда не конфликтуют с педагогами и внимательно изучают тот материал, который им излагают преподаватели.
Развитие эмоционального интеллекта. По мнению специалистов, высокий уровень ЕI позволяет маленькой личности стать в будущем мудрым руководителем, квалифицированным психологом, успешным политиком и талантливым педагогом.
Установка ориентира во взрослую жизнь. Ребенок, который чутко чувствует переживания окружающих людей, учится у них правильно понимать законы жизни. Психологи утверждают, что дети-эмпаты эмоционально раньше созревают и мыслят в большинстве случаев по-взрослому.
Этапы формирования эмпатии у детей
В решении каждого вопроса важно не упустить тот момент, когда личность ребенка реально можно скорректировать. Развитие эмпатии у детей подразумевает несколько этапов ее формирования:
От рождения до 4 лет. В озвученный период малыш начинает учиться анализировать свои эмоции. При этом он уже на начальной стадии способен понимать и предвидеть чувства людей. В возрасте грудничка он своей бурной реакцией на плач другого младенца реагирует на уровне «эмоционального заражения». Однако, после того как кроха произносит свои первые слова и активно познает мир, можно уже предполагать у него некоторую интуицию относительно эмоций окружающих его людей. Он начинает чувствовать те моменты, когда человек рядом с ним радуется или огорчается.
От 4 до 7 лет. В данный промежуток формирования личности ребенка уже можно констатировать тот факт, что он начинает эмоционировать по отношению к окружающим его людям. Даже не умея правильно пожалеть плачущего друга или искренне оценить его радостные моменты, повзрослевший малыш уже в состоянии проявлять эмпатию.
От 7 до 9 лет. В этом возрасте дети уже способны не просто оценивать моральное состояние другого человека, но и поддерживать его в важных для него жизненных ситуациях. На сознательном уровне они могут понять родственную душу в момент ее отчаяния и искренне порадоваться ее успехам.
Японцы придерживаются того мнения, что детей воспитывают исключительно до трех лет, а затем идет коррекция их поведения. В возрасте 10 лет ребенок уже вступает в ранний подростковый возраст. Необходимо до этого времени заняться развитием у него такого понятия, как эмпатия. В ином случае будет сложно воспитать у своих детей сопереживание при наличии уже имеющегося у них эгоизма.
Психологи выделяют три составляющих процесса, при котором происходит развитие эмпатии у детей:
Получение собственного опыта. Если с самого детства не увидеть своими глазами, как правильно развиваются человеческие отношения, то о сочувствии к другим людям не может идти и речи. В данном случае за воспитание в ребенке сопереживания полностью отвечают родители. Именно они должны на личном примере показать, что такое эмпатия.
Анализ собственных чувств и эмоций. Этот этап подразумевает осмысление внутреннего «Я» уже не на подсознательном уровне, а вполне конкретно. Ребенок должен понять, что он чувствует по отношению к окружающему миру и какое место отводит себе в нем.
Осознание чувств другого человека. Завершающий этап формирования у детей эмпатии является самым ответственным мероприятием. Без помощи взрослых наставников при этом процессе не обойтись. Именно они должны научить ребенка чувствовать эмоции людей и сопереживать им.
Все три озвученных этапа подразумевают контроль родителей за поведением их сына или дочки. Дети должны постепенно входить в мир ярких эмоций под чутким руководством взрослых людей, которым они доверяют.
Советы психологов по развитию у ребенка эмпатии
В данном вопросе специалисты рекомендуют родителям запастись терпением. Гораздо легче воспитать у ребенка трудолюбие и аккуратность. Эмпатия относится к умению слышать сердцем, что дано далеко не каждому человеку.
Психологи разработали следующие советы родителям, которые хотят вырастить из своего чада личность с тонкой душевной организацией:
Воспитание эмпатии при помощи животных. При первых же признаках проявления агрессии у малыша необходимо его энергию направить в мирное русло. Специалисты утверждают, что контакт ребенка с представителем фауны развивает у крохи чувство ответственности и сопереживания ко всем живым организмам. Особенно хорошо в данном случае подходят собаки, которые отличаются преданностью хозяину и легко идут на контакт с детьми. Коты хоть и демонстрируют свою независимость, но также могут привязаться к своему владельцу. При невозможности держать дома крупное животное рекомендуется завести хомячка, черепаху, попугая или рыбок. Важно при этом предложить своему ребенку подружиться с новым питомцем, дать ему кличку и ухаживать за ним. При болезни животного в обязательном порядке необходимо привлечь к заботам о нем сына или дочку.
Акцентирование внимания ребенка на важных моментах. Родители должны стать мудрыми наставниками своего чада и правильно координировать его сознание. Для развития эмпатии психологи рекомендуют предложить ребенку покормить бездомных животных и соорудить во дворе кормушку для птиц. При этом необходимо обговорить вопрос, как особенно тяжело им приходится в зимнюю пору. Можно вместе с ребенком собирать посылки для воспитанников детских домов, делая акцент на важности милосердия в жизни людей. Если на детской площадке родители со своим чадом увидели, как кто-то из малышей упал и плачет, следует обговорить эту ситуацию. Он ударился, ему очень больно, пожалей его, предложи поиграть вместе — основные фразы, которые должны быть озвучены ребенку.
Обсуждение художественной литературы. Во время чтения сказок или стихотворений рекомендуется анализировать каждую ситуацию. Если взять для примера произведение Ершова «Конек-Горбунок», то в нем реально найти множество тем для рассмотрения. Следует во время чтения останавливаться и задавать вопросы типа «Обидно ли было Иванушке, что его прозвали дурачком?», «Почему волшебный конек помогал главному герою?» и «Что чувствовал Иванушка, получив новый приказ злого царя?».
Обучение тактичности. Иногда словом можно настолько больно ранить другого человека, что он будет помнить обиду всю жизнь. Малыши не всегда понимают, что некоторые вещи вслух не произносят. Ругать их за это не нужно, потому что таким образом сопереживание не сформировать. Необходимо спокойным тоном объяснить крохе, что та тетя очень расстроилась, когда он назвал ее толстой.
Употребление верных выражений. Нельзя долго разглагольствовать с маленьким ребенком, потому что он просто не поймет суть предъявленной ему претензии. Необходимо коротко указывать ему на его промахи. Фраза «не мучай кота, ему больно» больше дойдет до сознания шалопая, чем длинная лекция в стиле защитников животных.
Возможность компромисса. Довольно часто дети обмениваются игрушками, что весьма раздражает их родителей. Их недовольство понять можно, потому что бартер при этом не всегда бывает равнозначным. Однако есть некоторые нюансы в желании ребенка поделиться игрушкой. Если на его глазах кто-то из детей сломал любимую вещь и горько плачет, то не нужно останавливать порыв своего чада отдать пострадавшему малышу свою безделушку.
Проведение аналогий. Необходимо предложить ребенку представить себя тем, которого обидели, или раненным животным. Подобный метод воздействия на детей подходит для отпрысков старше 3 лет. В этом возрасте они уже смогут описать свои эмоции от предложенной тревожной ситуации.
Упражнения по развитию эмпатии у ребенка
Следует отметить тот факт, что при подборе игр для ребенка необходимо учитывать его возраст. То, что благотворно повлияет на малыша, не подойдет для детей постарше.
Игры для малыша от рождения до 1 года
Некоторые родители ошибочно считают, что в этом возрасте необходимо только следить за состоянием здоровья младенца. В некоторой степени данное рассуждение разумно, но психологи придерживаются иного мнения.
Для формирования основ эмпатии у ребенка в первый год его жизни следует проводить с ним следующие занятия:
Обмен взглядами. Едва успев открыть глазки, кроха инстинктивно пытается сфокусировать свой взгляд на человеческом лице. Этим желанием необходимо воспользоваться для того, чтобы наладить контакт с малышом. Необходимо чаще заниматься взаимными гляделками глаза в глаза, чтобы новорожденный на подсознательном уровне почувствовал любовь родителей.
Обращение к крохе. Уже на 2 сутки ребенок четко понимает, что с ним разговаривают. Реагирует он на это при помощи сжимания кулачков, зевания и коротких звуков. Психологи советуют как можно чаще обращаться в данный период к своему малышу.
Телесный контакт. Лучшие педиатры мира утверждают, что ребенка нельзя избаловать ношением на руках. Именно при таком контакте с мамой у крохи начинает формироваться доверие к окружающему миру. Не помешает в этом случае массаж спинки и пяточек, который необходимо делать перед сном малыша.
Имитация. Даже меняя те же мокрые ползунки, вполне реально научить ребенка распознавать разные эмоции человека. Можно процесс переодевания оформить в трагическом, юмористическом, гротескном и философском стиле. При этом необходимо использовать все свое актерское мастерство.
Упражнение «Ку-ку». Дразня малыша, родителям нужно прятаться от него, а затем неожиданно появляться. На первых порах он будет испытывать яркие эмоции в виде ухода от него папы и мамы и радости при их возвращении. Через определенный промежуток времени кроха поймет, что папа и мама никогда не оставят его.
Игры для ребенка 1-3 лет
В этом возрасте уже можно начинать обучать ребенка различать эмоциональное состояние людей. Для этого рекомендуется выполнять следующие упражнения:
Проговаривание эмоций. Не нужно отгораживаться от своего ребенка каменной стеной. Необходимо вслух оповещать о своем физическом и моральном состоянии. При этом дети также должны в ответ описать в красках те впечатления, которые они недавно испытали. Подобная словесная игра должна стать семейной традицией для того, чтобы малыш понял всю важность эмоций другого человека, который также способен выслушать его.
Прятки. В отличие от игры в «Ку-ку» эта забава заключается в поиске кого-то из родителей или потерявшейся игрушки. При этом следует давать ребенку подсказки в виде «твоя машинка не способна найти дорогу назад, но может находиться под столом». При этом малыш не только сосредотачивается на собственных эмоциях, но пытается под руководством взрослых справляться с недоверием к внешнему миру.
Распознавание эмоций. В данном случае родителям необходимо запастись дидактическим материалом. Подойдут разработки Н. Белопольской и М. Лебедевой в виде книг «Довольна ли мама?» и «Азбуки развитий эмоций ребенка».
Тренировочные упражнения для детей 3-5 лет
В этом возрастном промежутке уже пришла пора войти в мир людей и их отношений. Эмпатию у детей дошкольного возраста стоит развивать при помощи следующих игр:
«Угадай меня». При этом развлечении необходимо организовать присутствие друзей семьи и их потомства. Ребенку нужно завязать глаза и попросить узнать знакомых по голосу, основываясь на особенных их речевых отличиях. Подобная игра помогает детям не только отлично провести время, но и почувствовать голос близких людей при помощи интуиции и сердца.
«Улыбнись по-разному». Данная забава имеет большой потенциал для развития у ребенка эмпатии. Маленьким фантазерам нужно выразить при помощи своей улыбки радость при встрече, недовольство от перенесенной обиды, сочувствие заболевшему, ободрение попавшему в беду.
«Подари ласковое слово». Родители при выполнении этого упражнения должны попросить своего ребенка сказать что-нибудь приятное в их адрес. В ответ папе и маме следует преподнести встречный комплимент. Суть данного метода воздействия заключается в том, что дети смогут понять, как приятно не только ощущать доброту в свой адрес, но и дарить ее в ответ.
«Оригинально поприветствуй». Для развития у ребенка тактильного контакта с людьми психологи рекомендуют ввести в правило любой семьи такую игру. В качестве шуточного действия можно предложить малышу при встрече целовать маму в щеку, с папой пожимать руку, с сестрой (братом) тереться носами, а со старшим поколением «давать пять».
«Задай вопрос». Суть этого метода заключается в том, что ребенку нужно узнать об интересующем его событии у каждого из членов семьи. Очень важно указать ему на то, что ответы будут различными. Во время этого развлечения дети должны понять, что даже дорогие им люди могут не сходиться во мнении. Это поможет им в дальнейшем не критиковать на пустом месте кого-либо из потенциальных оппонентов.
Игры для развития эмпатии у дошкольников
В возрасте старше 5 лет можно констатировать тот факт, что прошел период жизни исключительно своими желаниями и потребностями. Наступило время приступать к третьему этапу развития эмпатии у ребенка следующим образом:
«Азбука настроения». Эта эмоционально-коммуникативная игра от Н. Белопольской поможет детям от 5 и до 10 лет контролировать свои эмоции и видеть чувства других людей. 36 игровых карточек с различными изображениями помогут ребенку осознать все негативное влияние таких эмоций по отношению к другим людям, как агрессия и недовольство. При этом дети будут иметь возможность проанализировать такое чувство, как радость.
«Угадай настроение». Во время данной игры ребенку необходимо, глядя в лицо родных и знакомых, озвучить свои мысли по поводу их эмоционального состояния. В ответ он должен получить резолюцию о правильности его выводов или их необоснованности.
«Думай, как мы». Суть данного упражнения заключается в том, чтобы ребенок поставил себя на место какого-либо объекта. Елочку срубили под Новый год — как ей? Цветок сорвали и выбросили — обидно ли ему? Кошку дернули за хвост — разве заслужила?
«Виртуальный подарок». Родителям следует предложить своему ребенку придумать какой-либо презент для каждого знакомого ему человека. При этом сыну или дочери необходимо объяснить, почему он выбрал именно эту вещь конкретной особе.
«Подари волшебство». Следует постоянно напоминать своему отпрыску о том, что он способен на настоящие чудеса. Можно сказать, что его улыбка поможет бабушке перестать болеть, а помощь по дому заставит маму улыбаться.
Как развить эмпатию у ребенка — смотрите на видео:
Циники и нигилисты считают эмпатию проявлением слабости. Однако жизненный опыт показывает, что подобное мнение является ошибочным. Люди тянутся к тем, кто радуется их успехах и всегда готов прийти на помощь в трудную минуту. Главное при этом не дать возможности некоторым бессовестным особам излишне пользоваться добротой человека, который умеет переживать и живет сердцем. При вопросе, как научить ребенка эмпатии, родителям необходимо на примере собственного опыта предотвратить тот факт, что их чадо вырастет эгоистом.