Опрос на сайте
Какую упаковку крема для лица вы предпочитаете?


Детские психологические травмы: виды, симптомы, как прорабатывать

Автор:
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Детские психологические травмыПсихологические травмы в детстве: виды, чем опасны, а также их влияние на развитие и важность поддержки. Симптомы психотравм, как их прорабатывать, методы психокоррекции, советы родителям.

Детство — это время формирования личности и мироощущения. Однако негативные события могут оставить глубокие психологические раны, влияя на будущее развитие детей. В данной статье мы рассмотрим детские психологические травмы, их типы, последствия и способы помощи, чтобы помочь детям вырасти в крепких и устойчивых личностей.

Что такое детская психологическая травма

детская психологическая травма

Психологическая травма представляет собой событие, которое опасно и шокирующе, оно способно нарушить эмоциональное равновесие и даже угрожать жизни. Если такое событие произойдет в возрасте до 18 лет, оно считается детской психотравмой.

Важно различать между психотравмой и обычным стрессом. Стрессовые ситуации сопровождают человека с самого начала его жизни. Например, выход на детскую площадку, где он окажется среди незнакомых людей, увидит большую собаку или столкнется с запретом от родителей на употребление конфет до обеда. Все эти события могут вызывать эмоциональное или психологическое напряжение, но в большинстве случаев ребенок способен преодолеть дискомфорт и пережить потрясение, приложив определенные усилия.

Психотравма представляет собой серьезное негативное воздействие, которому ребенок не может справиться самостоятельно, поскольку у него недостаточно сил и внутренних ресурсов. Он не способен самостоятельно адаптироваться к такой ситуации, найти объяснение и успокоить себя.

Травму может вызвать как единое событие, например, автомобильная авария, так и серия повторяющихся событий, таких как травля в школе или жестокое обращение внутри семьи со стороны родителей, старших братьев или сестер. Даже слова, которые ребенок слышит ежедневно, могут оказать травматическое воздействие, например, убеждения в том, что он бесполезен, некрасив или не такой, как все остальные.

Какое воздействие это окажет на ребенка — будет ли это обычный стресс или драма, оставляющая след в его памяти на всю жизнь, зависит во многом от индивидуальных особенностей ребенка и того, как взрослые реагируют на такие события.

Виды детских психологических травм и причины

Виды детских психологических травм

Виды детских психологических травм:

  1. Эмоциональное и физическое насилие.
  2. Развод родителей.
  3. Сексуальное насилие.
  4. Потеря близкого человека.
  5. Травматические события (аварии, природные катастрофы).
  6. Психологическое унижение и травля.
  7. Недостаточное внимание и забота со стороны родителей.
  8. Нарушения в семейной динамике.
  9. Переезды и изменения в окружении.
  10. Злоупотребление веществами в семье.

Причины детских психотравм:

  1. Эмоциональное и физическое насилие. Могут возникнуть из-за недостатка контроля у взрослых, семейных конфликтов, или личных проблем с агрессией. Трудно представить всю меру абсолютной беспомощности, страха и ощущения несправедливости, которые переживает ребенок, становясь регулярной жертвой психологического и/или физического насилия. Часто родители пытаются оправдать свои поступки добрыми намерениями, утверждая, что они лишь стремились вырастить сильного мужчину или достойную женщину. Однако, в процессе воспитания, потребности ребенка часто игнорируются, применяются физические наказания или постоянно повышается голос. Иногда насилие совершается близкими родственниками, педагогами или тренерами, имеющими отношение к ребенку. Иногда даже совершенно незнакомыми людьми, так как взрослый всегда физически сильнее ребенка, и защитить себя в подобных ситуациях кажется почти невозможным.
  2. Развод родителей. Часто вызван семейными несогласиями, конфликтами, или изменениями в жизни семьи.
  3. Сексуальное насилие. Происходит из-за девиантных психологических состояний взрослых или злоупотребления доверием.
  4. Потеря близкого человека. Может быть вызвана болезнью, смертью, или разлукой с родными. Смерть близкого и любимого человека, к которому ребенок имел особую привязанность, оставляет самый глубокий след в его психике. Дети, будучи ещё магически мыслящими, иногда винят себя за происходящие события и навязывают себе чувство вины в утрате близкого человека.
  5. Травматические события (травмы, связанные со слабым здоровьем). Случаются внезапно и могут быть вызваны природными катастрофами или несчастными случаями. Дети, перенесшие в детстве длительные и частые болезни, а также долгие госпитализации, особенно те, когда мать не могла быть рядом, и подвергшиеся хирургическому вмешательству, обычно преодолевают боль, страх, ощущение беззащитности и собственной слабости. В результате они могут потерять доверие к взрослым, ответственным за их заботу.
  6. Психологическое унижение и травля. Имеют корни в социальных и моральных проблемах, а также недостатке поддержки и понимания.
  7. Недостаточное внимание и забота. Может происходить из-за занятости родителей, финансовых проблем, или других приоритетов.
  8. Нарушения в семейной динамике. Могут быть вызваны конфликтами между родителями, домогательствами, или даже рождением нового ребенка.
  9. Переезды и изменения в окружении. Могут произойти из-за смены места жительства, школы или детского сада.
  10. Злоупотребление веществами в семье. Связано с наличием проблем с наркотиками или алкоголем в семье, что может сказаться на детях.

Чем опасны детские психотравмы

Чем опасны детские психотравмы

Всякое детское травматичное событие оказывает воздействие на процесс взросления и социализации ребенка. Это может затруднить установление дружеских связей, общение, и адаптацию к новым ситуациям, а также спровоцировать возникновение навязчивых идей и фобий. Тревожное состояние становится более выраженным, а поведение может выходить за рамки общепринятых норм.

А что происходит, когда ребенок взрослеет, а следы детских травм остаются неразрешенными? Давайте рассмотрим последствия этих травм во взрослом возрасте.

Вот основные признаки, которые могут проявляться во взрослом возрасте у людей, переживших детские травмы:

  1. Имитация личности. Когда дети сталкиваются с отвержением и неприятием со стороны родителей, они могут создавать «маску» и притворяться тем, кем их хотят видеть. В результате они могут потерять связь с настоящей собой, живя «под маской» и чувствуя пустоту внутри, несмотря на внешний успех.
  2. Состояние постоянной жертвы. Ощущение беспомощности в детстве может привести к убеждению, что ничего нельзя изменить, и человек становится жертвой обстоятельств. Он теряет чувство контроля над своей жизнью и часто ощущает бессилие.
  3. Скрытая агрессия. Если гнев и злость в детстве не выражались адекватно, они могут превратиться в скрытую или пассивную агрессию. Эти отрицательные эмоции могут негативно влиять на здоровье и стать источником физических и психологических проблем.
  4. Эмоциональная отстраненность и инертность. Переживания отверженности в детстве могут привести к тому, что человек взрослым становится эмоционально недоступным и апатичным, теряя способность выражать и переживать эмоции.

Симптомы психологических травм

Симптомы психологических травм

Детские психологические травмы могут проявляться разнообразными способами и зависеть от характера и длительности травмирующего опыта. Вот некоторые общие симптомы, которые могут сигнализировать о детской психологической травме:

  • Повышенная тревожность. Дети, пережившие травму, могут быть постоянно напряженными, беспокойными и встревоженными.
  • Навязчивые мысли и кошмары. Дети могут страдать от навязчивых воспоминаний о травматических событиях и кошмаров.
  • Избегание. Они могут избегать событий, мест и людей, напоминающих им о травме.
  • Раздражительность. Дети могут становиться более раздражительными и склонными к вспышкам гнева.
  • Снижение интереса к активностям. Они могут потерять интерес к ранее любимым занятиям и играм.
  • Проблемы с концентрацией и памятью. Травма может повлиять на способность сосредотачиваться и запоминать информацию.
  • Страхи и фобии. Дети могут развить новые страхи или усилить существующие.
  • Поведенческие изменения. Могут проявляться агрессией, непослушанием, обнаружением проблем в школе или взаимоотношениях с другими детьми.
  • Самоизоляция. Дети могут становиться изолированными, избегать общения и выражать желание оставаться в одиночестве.
  • Физические симптомы. Травмы могут вызвать физические проблемы, такие как боли в животе, головные боли, бессонницу и другие соматические симптомы.
  • Суицидальные мысли. В случаях серьезных травм или недостатка поддержки, дети могут начать иметь суицидальные мысли.

Также могут наблюдаться и другие физиологические проблемы: учащенное сердцебиение, проблемы со сном, повышенная утомляемость, суетливое, нервное поведение, снижение работоспособности.

Важно помнить, что дети могут реагировать на психологическую травму по-разному, и симптомы могут проявляться как непосредственно после травмы, так и спустя некоторое время. Поддержка и профессиональная помощь могут быть критически важными для ребенка, который пережил психологическую травму.

Как прорабатывать детские психологические травмы

Как прорабатывать детские психологические травмы

Работа с детскими психотравмами является важной и возможной задачей. Однако рекомендуется доверить это профессионалам, таким как психологи и психотерапевты. Опытные специалисты способны выявить источник травмы и помочь справиться с ее последствиями, независимо от того, как много времени прошло.

Методики позволяющие проработать детские травмы:

  1. Арт-терапия предоставляет возможность использовать рисунки, коллажи, а также создавать фигурки из пластилина или глины, чтобы выразить то, что ребенок может затруднительно объяснить словами. Например, рисунок лестницы может символизировать страхи ребенка, и создание конкретных символов помогает детям рассказать о своих боязнях. Также можно рассказать сказку о мальчике, который смог преодолеть свои страхи.
  2. Песочная терапия позволяет детям снять напряжение, расслабиться и переключиться в игровой мир, где они могут экспериментировать и находить разные способы решения проблем.
  3. Когнитивно-поведенческая терапия научит детей новым стратегиям поведения, которые помогут им избежать травм и справляться с неприятными ситуациями. Она также обучит реагировать на пугающие события и манипуляции других людей.
  4. Групповая терапия, подходящая для детей старше 10 лет, предоставляет им возможность общаться с другими, кто также столкнулся с подобными проблемами. Это помогает детям почувствовать поддержку и понять, что они не одиноки в своем опыте.
  5. Гештальт-терапия использует гештальт-подход для выявления причин тревожности и волнений, а также разбора чувств и эмоций. Специалист помогает расшифровать душевные раны и исцелить их, докопавшись до их первоисточника.
  6. Создание безопасной среды. Важно создать для ребенка безопасное и доверительное окружение, в котором он чувствует, что его чувства и опыт уважаются. Это поможет ребенку почувствовать, что он может открываться и говорить о своих чувствах без страха.
  7. Терапия через игру. Игровые методики могут помочь детям выразить свои эмоции и переживания. Игра позволяет им в безопасной форме взаимодействовать с травматическим опытом и понять его лучше.
  8. Исследование травмы. Психотерапевт помогает ребенку исследовать и понять травматический опыт. Это включает в себя рассказ о событии, выявление связанных с ним эмоций и мыслей.
  9. Работа с эмоциями. Ребенок учится управлять своими эмоциями, распознавать их и выражать в безопасной форме.
  10. Работа с родителями. Важно включить родителей в процесс лечения, чтобы они могли поддерживать ребенка и применять на практике учебные методики в повседневной жизни.
  11. Терапевтические методики. Конкретные методики, такие как когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, гештальт-терапия и др., могут быть использованы в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.
  12. Групповая терапия. В некоторых случаях групповая терапия может быть полезной, так как ребенок может чувствовать себя менее одиноким, общаясь с другими, кто также пережил травму.
  13. Лекарственное лечение. В некоторых случаях могут потребоваться лекарства для управления симптомами, такими как тревожность или депрессия. Это решение должно быть принято врачом-психиатром.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к проработке его психотравмы должен быть индивидуализированным. Психолог или психотерапевт проведет оценку и разработает план лечения, наилучшим образом соответствующий потребностям конкретного ребенка.

Советы родителям: как помочь своему ребенку

Советы родителям как помочь своему ребенку при психотравме

Помощь и поддержка родителей играют важную роль в преодолении детской психологической травмы. Вот несколько советов, как помочь своему ребенку:

  1. Слушайте и верьте: важно просто слушать ребенка, когда он хочет говорить о своих чувствах и опыте. Поддерживайте его, не судите и не отрицайте его переживания.
  2. Создайте безопасное пространство: Обеспечьте ребенка безопасной и поддерживающей средой, где он может чувствовать себя комфортно и защищенно.
  3. Объясните происходящее: если событие было травматическим и ребенок понимает его, постарайтесь объяснить ситуацию в доступной для него форме. Он должен знать, что это не его вина.
  4. Поддержите проявление эмоций: разрешите ребенку выражать свои эмоции. Он может испытывать гнев, страх, грусть или вину, и все эти чувства важны.
  5. Уважайте его темп: разрешите ребенку самому определять темп и способ, которым он хочет разговаривать о травме. Не давите на него, если он не готов говорить об этом.
  6. Ищите профессиональную помощь: если вы видите, что ребенок не справляется с травмой или симптомы ухудшаются, обратитесь к психологу или психотерапевту. Профессионал поможет ему проработать травму.
  7. Поддержка в обыденной жизни: Помогайте ребенку устанавливать режим, возвращаться к повседневным активностям и учебе. Это поможет восстановить чувство стабильности.
  8. Заботьтесь о себе: не забывайте о собственном физическом и эмоциональном здоровье. Родители также испытывают стресс при психологических травмах своих детей, поэтому забота о себе поможет вам быть поддерживающей фигурой для ребенка.
  9. Создавайте позитивные моменты: проводите время вместе, участвуйте в развлекательных и релаксационных активностях, чтобы помочь ребенку находить радость и удовлетворение.
  10. Поддерживайте процесс исцеления: помните, что исцеление от психологической травмы может занять время. Поддерживайте ребенка на протяжении всего процесса.

Помните, что каждый ребенок уникален, и подход к помощи должен быть адаптирован к его индивидуальным потребностям и возрасту. Если вы не уверены, как лучше помочь, консультация с профессионалом может быть очень полезной.

Как работают психологи со взрослыми, пережившими психотравмы

Как работают психологи со взрослыми

Часто взрослые обращаются к психологам, сталкиваясь с различными неприятными симптомами. В процессе психотерапии выясняется, что корень этих проблем кроется в травматическом опыте, пережитом в детстве. В таких случаях специалист помогает клиенту исследовать и проработать эту психологическую травму, предоставляя различные методы и стратегии для решения проблем и восстановления психического здоровья. Вот несколько из них:

  • «Метод пустого стула» представляет собой технику, при которой клиент воображает, что перед ним стоит пустой стул, на котором сидит человек, связанный с травматическим событием. Клиент выражает свои эмоции и переживания "пустому стулу", что помогает ему проработать свою травму. Затем клиент сам занимает это место и, от имени важного человека, отвечает на свои вопросы. Этот метод позволяет повторно пережить сложную ситуацию под руководством психотерапевта.
  • «Схема-терапия» основана на идее, что у человека есть убеждения или схемы, которые он принимает автоматически, не задумываясь о их обоснованности. С помощью диалога, игровых методов или ведения дневниковых записей клиент может изменить свое самопонимание, преодолеть ненужные страхи и научиться не избегать сложных ситуаций, а справляться с ними.
  • «Десенсибилизация и обработка движением глаз» — это методика, применяемая при посттравматическом стрессовом расстройстве, которая помогает снизить реакцию клиента на эмоциональную травму. Во время сессии клиент представляет события, связанные с травмой, и фокусируется на своих внутренних ощущениях, в то время как психолог двигает рукой или указкой перед его глазами. Эти движения активизируют оба полушария головного мозга, что помогает клиенту воспринимать травматические события менее интенсивно.

Полезное видео про психологические травмы детства и их последствия. Проработка психотравмы и симптомы:

TutKnow.ru
Другие интересные статьи:
Комментарии и отзывы (0):
Добавление комментария
Все комментарии проходят модерацию: не пишите спам, ссылки в тексте. Все оскорбления и комментарии с нецензурной лексикой будут удаляться.

Внимание: мы ничем не торгуем, мы не интернет-магазин! Не пишите комментарии по поводу отмены заказа, вопросы по оплате и прочие жалобы - мы ничего не продаем и ни с кем по продажам не сотрудничаем!
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Если вы не робот, то подтвердите это: *