Содержание статьи:
- Основные причины
- Разновидности
- Особенности лечения
Заикание у детей — это патологическое состояние, которое характеризуется нарушением воспроизведения речи. При этом замедляется темп, исчезает плавность и непрерывность, искажается голос, появляются проблемы с дыханием. Подобные признаки могут возникнуть внезапно и со временем усиливаться.
Основные причины заикания у детей
В сегодняшней практике для такого нарушения применяют термин «логоневроз». Чаще всего он возникает в младшем детском возрасте от трех до пяти лет. Также отмечается тенденция к преимущественному поражению представителей мужского пола. Количество детей, страдающих от заикания, по всему миру составляет в общей сложности около двух процентов.
Представленное заболевание не имеет какой-либо единственной причины, которая бы его провоцировала. В большинстве случаев это сочетание сразу нескольких негативных факторов. Более того, каждому ребенку свойственно наличие своего индивидуального пускового фактора для болезни.
Тем не менее, благодаря многим исследованиям было установлено несколько главных групп причин заикания у детей:
- Физические. Такие факторы оказывают самое сильное воздействие на описываемую проблему. Их наличие предполагает очень серьёзные формы болезни и тяжелый путь к выздоровлению. Группа включает в себя все виды травматических поражений, которые могли бы каким-либо образом нарушить центр воспроизведения речи у ребенка. В основном это касается подкорковых отделов головного мозга. Особое внимание уделяют наличию неврологических заболеваний. Поражение проводимых путей грозит не меньшей вероятностью появления описываемой проблемы. Часто подобное случается ещё во время прохождения через родовые пути и сулит возникновение тяжелой травмы. К такому состоянию может привести и множество инфекционных патологий, которые имеют свойство повреждать головной мозг и его низшие отделы. Патологии, которые наносят вред органам речевого аппарата, также способны участвовать в формировании логоневроза.
- Психологические. Эта группа факторов считается самой вредоносной в детском возрасте. Самое большее своё влияние она оказывает именно в период созревания детей и адаптации к окружающему. В возрасте от трех до пяти лет они желают узнать о нём как можно больше, но пока ещё не готовы к сильным эмоциональным потрясениям. Именно они могут стать причиной появления заикания у малыша. Травмирующим психику фактором может быть потеря одного или обоих родителей, близкого человека, воздействие страха перед темнотой, яркими звуками и цветами. Иногда достаточно будет одного ужасающего наказания в виде пребывания в одиночестве на протяжении длительного периода времени. Особого внимания заслуживает реакция на неадекватное поведение животных, которые даже нехотя могут очень сильно испугать детей.
- Социальные. В представленную категорию причин стоит отнести, прежде всего, влияние родительского воспитания. Именно эти люди первыми должны отвечать за речевое развитие ребенка. Недостаточное количество времени, уделенного для постановки правильного произношения слов и мелодичности речи, может привести к глубоким её нарушениям. Многие мамы и папы жалуются на недостаток времени, из-за которого их дети и не имеют возможности быть выслушанными и не получают адекватной помощи. Они разговаривают так, как умеют, и считают это правильным. Также подобные нарушения могут возникнуть, если ребенка высмеивают в садике или школе. Даже при отсутствии больших проблем с речью они могут вскоре возникнуть из-за детских издевательств. Перечисленные проблемы способны вызвать логоневроз, даже если ребенок изначально был абсолютно здоровым.
- Провоцирующие. Данная группа не является исходным причинным фактором заикания, но играет очень большую роль в степени его проявления. В зависимости от неё оно может ухудшаться и вообще исчезать на некоторое время. Подобными свойствами обладают стресс и эмоциональная стабильность. При небольшом воздействии такие факторы не способны стать причиной проблемы, но вполне могут усугубить её состояние. Детки, которые оказались на пути к выздоровлению, могут обратно вернуться в исходную точку после сильного испуга или маминого ругательства. Также наличие какого-либо хронического заболевания, особенно инфекционного характера, способно задержать развитие детей, исказить их голос и затруднить его воспроизведение.
Разновидности заикания у детей
Представленная патология имеет настолько яркую клиническую картину, что не распознать её практически невозможно. Большинству родителей заметно такое состояние сразу же после его первого проявления. Но существуют случаи, когда они обращаются за помощью очень поздно. Всё это происходит из-за незнания точных симптомов заикания и того, как это выглядит на самом деле. В основе заболевания лежит спазматическое поражение голосовой мускулатуры различного характера.
В зависимости от этого и различают несколько следующих видов заикания:
- Клоническое. Этот тип патологии всегда возникает первым. Его суть состоит в том, что ребенок не может начать произношение какого-либо слова. Он постоянно повторяет по несколько раз его начальные слоги. Происходит это быстро и ритмично без длинных пауз. Иногда такому воспроизведению подвергаются лишь звуки, в других случаях — целые слова из предложения. Такое состояние является начальным инициатором возможных будущих нарушений.
- Тоническое. Представленный вид не заменяет предыдущий, а словно накладывается на его симптоматику. То есть к уже имеющимся нарушениям присоединяются новые. В этом случае резко повышается тонус мышц речевого аппарата (губы, язык, щеки, мягкое нёбо). Такое состояние приводит к тому, что ребенок не может не только начать предложение, но и задерживает его воспроизведение полностью. Появляются более длинные паузы между повторами, которые могут так и не позволить детям выговорить желаемую фразу. Также ребенок часто забывает произнести какое-либо слово, как будто оно выпадает из контекста.
- Смешанное. Третий тип логоневроза совмещает в себе сразу два предыдущих вида проблемы. При этом совмещаются все их основные симптомы. Плохо ещё и то, что они способны не только сочетаться, но и усугублять воздействие друг друга. Такое состояние называют самым сложным в лечении и сильно ухудшающим качество жизни ребенка.
Особенности лечения заикания у детей
Описываемая патология делает несчастными десятки тысяч детей по всему миру. Ведь это не только создает им слышимый дискомфорт, но и отделяет от окружающих. Их желания и высказывания плохо понимают, не воспринимают в обществе сверстников, закрывается путь к различного рода активной деятельности и артистизму. Такие детки часто бывают очень талантливыми, но не имеют возможности раскрыть свои способности на публике. Чтобы этого не происходило, нужно при первых же симптомах заикания обращать на это особое внимание.
Что делать родителям
О том, как лечить заикание у детей, хотели бы знать в первую очередь их родители. Ведь именно они не только могут, но и должны как никто другой повлиять на этот процесс. Для того чтобы своими действиями не ухудшить состояние, а привести ребенка к выздоровлению, необходимо воспользоваться некоторыми общими советами.
Во многих случаях выполнение лишь этих правил помогает убрать большую часть внешних проявлений проблемы:
- Формирование режима дня. Многие современные мамы упорно игнорируют детский распорядок. Им кажется, что своевременное укладывание ребенка абсолютно не важно, и не выполняют эту миссию. На самом деле малышу очень важно получать полноценный отдых. Существуют определенные нормы количества часов сна для детей, которые различаются в зависимости от их возраста. Придерживание такого правильного режима помогает полностью восстановиться растущему организму. Поэтому очень важно своевременно укладывать своё чадо ко сну вечером и отводить час-полтора времени на него в течение дня.
- Благотворная обстановка. Для детей, которые страдают от заикания, очень важна стабильность эмоций в повседневной жизни. Родители должны понимать и поддерживать их в любой ситуации, не стыдить за плохую разговорную речь, а пытаться совместно исправить её произношение. Крики и ругательство исключаются в обязательном порядке. Такое поведение заставит ребенка испытать ещё больший испуг и только усугубит его общее состояние. Важно также уделять не чересчур много внимания его проблеме, чтобы не заставлять его всё время думать о ней. Постоянный контроль должен присутствовать в умеренной форме и не причинять дискомфорт малышу.
- Совместные занятия. Самым лучшим средством обучения является собственный пример. Мама или папа ребеночка могут заниматься с ним самостоятельно, без посторонней помощи. Чтобы это было эффективно, нужно разговаривать внятно, четко, не спеша пытаться заставить детей повторить сказанное. Начинать стоит с самых простых слогов или фраз, постепенно увеличивая их длину и сложность. Если присутствуют тонические судороги, можно попробовать распевать какие-либо моменты, но только если предыдущие уже выговариваются без лишних трудностей. Нельзя требовать от ребенка идеального произношения сразу же. Этот процесс медленный и длительный, а также напрямую зависит от его психоэмоционального состояния.
- Укрепление общего состояния здоровья. Чтобы заниматься с детьми какими-либо упражнениями, нужно видеть их хорошее общее самочувствие. Для этого необходимо заниматься его ежедневной поддержкой. Приветствуются различные виды двигательных игр на свежем воздухе, даже самое банальное проведение пикника или обычная прогулка в парке. Главное, чтобы они вошли в привычку и стали регулярным распорядком. Также важно питание ребенка, которое обязательно должно было полноценным и сбалансированным. Не стоит перекармливать его витаминными комплексами, но и различного рода диеты необходимо исключить. Для того чтобы снять спазм мускулатуры, можно совместно выполнять различные виды упражнений для артикуляции и мимики.
Специализированная помощь
Многие родители упорно пытаются справиться с заиканием без посторонней помощи. Но, к сожалению, это часто приводит не только к неудачам, но и к усугублению существующей проблемы. Современная медицина разработала достаточно большое количество различных методов, которые можно использовать в борьбе с такой патологией речи у ребенка. Наличие такого их разнообразия позволяет проводить комбинированную терапию, сочетать несколько видов лечения заикания у детей сразу или чередовать их на протяжении определенного количества времени.
Сегодня используют следующие их них:
- Занятия с логопедом. Эти врачи способны оказать необходимую специализированную помощь очень быстро. Занятия проводятся в индивидуальном порядке с каждым ребенком для того, чтобы уделить максимально большое количество времени правильности и четкости в конкретном случае. Деткам произносят некоторые звуки и слова, предлагая повторить их вслед. После того как они справятся с этим, наступает черед самостоятельной работы. Она может осуществляться во время занятия или представлять собой домашнее задание. Работа несет характер постепенного усложнения речевых оборотов и произношения. Во время такого учебного процесса часто используются и двигательные упражнения по советам доктора, и применение вспомогательных средств в виде логопедической лопатки.
- Дыхательная гимнастика. Такой метод воздействия является чрезвычайно важным и необходимым в данной ситуации. Ведь его воздействие направлено именно на устранение спазма мускулатуры, которая участвует в образовании голоса. Ребенка при этом учат правильно дышать, применяя различные группы мышц и тренируя диафрагму. Косвенным образом в подобный процесс вовлекаются также голосовые связки, которые параллельно расслабляются, делая разговорный тон более ровным и приятным. В целом такие мероприятия имеют очень благотворное влияние и эффект, хорошо сочетаются с логопедией и другими видами активной терапии. Они просты в выполнении и могут быть рекомендованы к самостоятельному использованию.
- Терапия массажем. Такое воздействие имеет два вида направленности. Одно обладает общим эффектом и применяется для достижения обычной релаксации. В другом случае используется частичка нетрадиционной медицины в виде акупунктуры. Врачи, которые практикуют эту методику, оказывают избирательное воздействие на определенные регуляторные точки человеческого тела. Это может быть как голова, затылок, руки, так и ноги и плечи. Своё положительное влияние такая терапия оказывает, угнетая нарушения нейрогенного характера. В результате уменьшается проявление общей симптоматики, раздраженности и беспокойства у ребенка.
- Цифровая методика. Обучение предполагает использование специально написанных компьютерных программ. Сегодня разработано множество вариантов, по которым детки могут учиться произношению. Для этого им нужно говорить речь в микрофон, которая потом будет автоматически воспроизводиться с минимальной задержкой в несколько секунд. Ребенку необходимо всего лишь подстраиваться под свой же голос и повторять за ним. Таким образом, методика рассчитана на то, чтобы синхронизировать слуховой и речевой центры. Также с помощью устройства можно автоматически задавать определенные вопросы или моделировать жизненные ситуации, которые малышу нужно будет эмоционально выразить словами. Такие манипуляции позволяют высчитывать эффективность и уровень прогресса ребенка, а также расписывать будущие действия.
- Медикаментозное решение проблемы. К такому варианту лечения сегодня прибегают крайне редко. Используется он в те моменты, когда все предыдущие комбинации и варианты не увенчались успехом. Сегодня часто применяют седативные препараты на растительной основе по типу валерианы и пустырника. В случае когда причина кроется в каком-либо физиологическом процессе организма, могут прибегать к действию ноотропов и средств против тревоги.
Как лечить заикание у ребенка — смотрите на видео:
[media=https://www.youtube.com/watch?v=PCBRLUjPnEw]
Проблема заикания у ребенка развивается так же стремительно, как и современное общество. Ввиду того, что в мире наступает эпоха технического прогресса, дети практически совсем перестали использовать собственную речь ещё с младенческого возраста. Нарушения, которые вызывает такое поведение, в сочетании ещё с некоторыми вредными факторами не просто ухудшают качество жизни ребенка, но и делают его совершенно неприспособленным к социализации. Методы борьбы с данной патологией не представляют особой сложности, кроме той, что требуют много внимания, времени и упорного труда малыша и его родителей вместе.