Общие данные о внешности и характере собаки, местность зарождения породы, версии происхождения Котон де Тулеар, популяризация разновидности и признание в США.
Котон де Тулеар или Coton de Tulear, небольшие пушистые песики, схожие с собаками группы Бишон. У них мягкая шерсть и выдающийся черный нос, большие выразительные глаза, покрытые челкой, и несколько короткие конечности. Хвост Котона скручивается и лежит на его спине. Чаще всего их «пальто» белое, черно-белое или триколор.
Это игривая, ласковая, интеллектуальная порода. Собачки тихие, но веселясь, могут лаять и издавать другие шумы. Они ходят на задних ногах, чтобы угодить хозяевам. Cotons любят новых людей и очень любопытны. Псы легко дрессируются, любят плавать, бегать и играть, питомцы хорошо адаптируются к любой среде обитания.
Местность зарождения и возможные предки Котон де Тулеар
Котон де Тулеар выведен до первых письменных записей о собаководстве, и большая часть его ранней истории утрачена. Никто точно не знает, каково происхождение Котон де Тулеар, и все разговоры о его родословной, не более чем чистое предположение. Уверенно можно сказать, что эта порода возникла на юге Мадагаскара не позднее XIX века, и традиционно хранилась в Мерине (произносится как Mare-In).
Повсеместно признано, что Coton de Tulear является членом семейства Bichon, очень старой группы западноевропейских собак-компаньонов. Для них типичны маленькие размеры, сплошная преимущественно белая окраска и длинные пушистые покрытия. Другие члены семьи Бишон включают: Bichon Frize, Havanese, Bolognese, русские породы Болонок и ныне вымерший Bichon Tenerife. Иногда мальтийцы и норвежцы также входят в группу.
Бишоны — древняя группа со спорным происхождением. Утверждают, что они произошли от Бишон Тенерифе, маленькой, пушистой белой собаки с Канарских островов, испанской территории у побережья Марокко. Другие говорят, что эти псовые берут начало от мальтийских собак — одних из самых любимых компаньонов древних греков и римлян. Есть мнения, что французы развили Бишонов, скрещивая такие породы, как Пудель, Барбет и Лаготто Романьоло. Поскольку исторических данных не хватает, то современные породы Бишон настолько интенсивно пересекаются друг с другом, что генетические доказательства почти бессмысленны.
Полная истина их происхождения, вероятно, навсегда останется загадкой. По мнению исследователей, члены этой группы почти наверняка происходят от мальтийских собачек, которые являются одними из старейших европейских пород. Имеются обширные исторические и археологические данные, свидетельствующие о том, что «мальтийцы» были известны и распространены в средиземноморье несколько тысяч лет назад. Они были популярны у греков и римлян, из-за торговых и военных контактов которых, порода распространилась по всей Европе.
Бишоны (куда относят и Котон де Тулеар) стали «сокровищами» европейского дворянства. Эти собачки часто изображались на полотнах эпохи Возрождения и описывались в литературных произведениях. Хотя они были обнаружены в Европе, бишоны всегда были самыми популярными во Франции, Испании и Италии. Хотя в основном их содержало дворянство, но торговцы и ремесленники высшего класса быстро приняли породу. Вероятно, впервые, встретив собак типа Бишон, на острове Мальта и Канарских островах, испанские моряки начали привозить их с собой по всему миру.
Об этих маленьких песиках (как и о Котон де Тулеар) было легко заботиться на корабле. Очаровательные собачки стали товарищами матросов в поездках, где они месяцами или даже годами не видели свои семьи. Что более важно, Бишоны охотились и убивали крыс, которые уничтожали ценные запасы продуктов на судне, или отравляли то, что не доели, распространяя болезни. В конце концов, моряки из французских, итальянских, бельгийских и португальских портов, также начали привозить с собой таких песиков.
Бишонский тип собак достиг пика своей популярности у моряков в то же время, когда эпоха Нового времени увеличила европейские мировые знания. Эти питомцы распространились от Южной Америки до Восточной Азии. В какой-то момент они добралась до острова Мадагаскар.
Версии происхождения породы Котон де Тулеар
Письменные источники свидетельствуют о времени прибытия этих песиков. Ясно, что они были разработаны до 1658 года, когда француз Этьен де Флакур написал «Историю острова Мадагаскар», где впервые описал породу. Некоторые утверждают, что это было в конце 1400-х годов, в то время как другие, указывают на начало 1600-х годов. Учитывая историю деятельности Европы в Индийском океане, мнение этого писателя заключается в том, что первые бишоны на Мадагаскаре, вероятно, прибыли не раньше конца XVI века, и гораздо более вероятно, что это было в XVII столетии.
Есть много историй, рассказывающих о том, как Бишоны (а также Котон де Тулеар) появились на Мадагаскаре. Наиболее распространенная теория рассказывает, что на южном побережье Мадагаскара произошло крупное кораблекрушение. Предположительно, все моряки погибли в затонувшем корабле, но некоторые маленькие Бишоны смогли выплыть на берег. Есть много версий-сказок, где крушение иногда является французским, а иногда и испанским. В нескольких популярных легендах, корабль потерпевший крушение, был пиратским – что маловероятно. Мало того, что нет абсолютно никаких записей об этом крушении, также сомнительно, что небольшого числа выживших собак было бы достаточно, чтобы сформировать породу Котон де Тулеар.
Другая популярная теория утверждает, что пираты, разбойничающие у берегов Южного Мадагаскара, ввезли породу на остров непосредственно из Европы, либо путем кражи псов с других судов. Эта версия практически не имеет доказательств. Неясно, как в то время распространялось пиратство в Индийском океане, и также туманно, сохраняли ли пираты собак типа Бишон.
Наиболее вероятная родословная для Coton de Tulear утверждает, что эти псы были впервые представлены южному Мадагаскару с островов Реюньон и Маврикий. Поселенцы из Европы начали колонизировать Маврикий и Реюньон в XVI и XVII веках и привезли с собой собачек типа Бишон. Есть исторические свидетельства о существовании породы Бишон де Реюньон, которая произошла от этих псовых.
Весьма вероятно, что французские, голландские, португальские или британские торговцы приобрели таких собак в Реюньоне и Маврикии, а затем представили их людям Мерины, которые уже давно являются одной из самых влиятельных групп на Мадагаскаре. Эти псы, возможно, были проданы правителям Мерины или преподнесены в качестве подарков. Поскольку об этом нет письменных свидетельств, и невозможны генетические тесты, так как Бишон де Реюньон вымерли, то окончательно подтвердить эту теорию непросто.
Ведутся постоянные споры о том, что случилось с Котон де Тулеар, когда они прибыли на Мадагаскар. Говорят, что псы изначально одичали и выжили, охотясь сворами на лемуров и диких свиней. Согласно этой теории, порода была вынуждена жить сама по себе в течение многих лет, а возможно столетий, и стала заветным компаньоном высших классов Мерины лишь после того, как была приручена и селекционирована. Другие говорят, что песиков немедленно приняли правящие классы Мерины по прибытии на остров. Сторонники этой теории обычно указывают на то, что Котон де Тулеар слишком мал и ему не хватает агрессии, чтобы выжить самостоятельно. Скорее всего, 2-я теория почти наверняка точна, а 1-я — не что иное, как романтический миф.
Мадагаскар был бы очень трудным местом для выживания псовых. Начнем с того, что любая история о сворах Котон де Тулеар, охотящихся на диких свиней, абсолютно смехотворна. Даже большое количество Cotons de Tulear не могло бы повалить взрослую свинью, независимо от того, насколько она мала. Существует мало других наземных животных, достаточно больших для собаки, чтобы их съесть, кроме крыс, мелких насекомоядных и небольшого количества видов лемуров. Большинство из этих зверьков чрезвычайно хорошо защищены зубами или шипами, а такие, как Кольцевидный Лемур, могут легко взобраться на дерево, куда пес не может добраться.
Даже если бы эти собаки смогли бы найти достаточно пищи чтобы выжить, сомнительно, что они избежали нападения хищников острова. Мадагаскар является домом для неисследованной группы плотоядных, которую ученые до сих пор не знают, как правильно классифицировать. Среди них Фосса, жестокий охотник, способный убить взрослого Котон де Тулеара и семь меньших видов мангустов и ласок, таких как Фаланук и Фаналока опасных для щенков собаки.
Разведение Котон де Тулеар не было тщательно отрегулировано потому, что на острове было несколько типов бишонов, порода перекрещивалась с местными охотничьими псами. Непонятно, какие типы собак фигурировали в их родословной, но считается, что это охотничьи псы Мурундавы и местные дикие типы собак-парий. Такие слияния случались часто и продолжались до ХХ века. Коренные псовые повлияли на внешность Coton de Tulear, сделав их слегка крупнее, и добавили разнообразия расцветок.
Независимо от того, как Котон де Тулеар оказался во владении правителей Мерины, собака высоко ценилась. Она считалась символом богатства аристократии, и была недоступной для простолюдинов. Первоначально на Мадагаскаре проживало множество разных конкурирующих королевств и вождей, но остров, в конечном счете, объединился в одну нацию, страну, в которой люди Мерины играли главную роль. Мерина распространила Котон де Тулеар по всему Мадагаскару, хотя животные оставались наиболее доминировали на юге острова.
Порода стала особенно связана с прибрежным портовым городом Тулеар, ныне Тулеара, на юго-востоке Мадагаскара. Котон де Тулер был на острове одним из признаков богатства, власти и престижа. После многолетней напряженной конкуренции между британским и французским контролем над островом, правительство Франции официально аннексировало Мадагаскар в 1890 году. Французские колониальные правители острова оценили Котон де Тулеар так же, как и родные малагасийцы. Многие солдаты и администраторы привозили своих собственных бишонских собак из Европы, таких как Bichon Frize, Maltese и Bolognese, и пересекли их с местным Cotons de Tulear в попытке улучшить породу.
История популяризации Котон де Тулеар
Хотя несколько членов породы были привезены во Францию колониальными чиновниками, Котон де Тулеар оставался практически неизвестным за пределами родного острова, пока в 1960 году, Мадагаскар не достиг полной независимости. В 1960-х годах, туризм на острове значительно увеличился, так как многие европейцы стремились увидеть уникальные ландшафты и дикую природу острова. Прибывавшие самолеты встречались в аэропорту группами малагасийцев в традиционной одежде с несколькими Котон-де-Тулеар. Эти псы очень заинтересовали туристов, и многие их купили. Представители породы, привезенные в Европу, стали еще более востребованы и были настолько оценены, что покупка одной собаки могла часто оплатить весь отпуск.
Когда Котон де Тулеар стал популярным, некоторые продавцы начали продавать смешанные породы, выдавая их за чистокровные. Чтобы это предотвратить, в 1970 году Луи Пети, президент собачьего общества Мадагаскара, официально ходатайствовал перед Международной федерацией кинологии (FCI) за полное признание. Этот запрос удовлетворили, что позволило Coton de Tulear стать породистым.
Спрос в Европе на чистокровных представителей с родословной, взлетел. Многие псы были отправлены в Европу, и порода стала редкой на Мадагаскаре. К 1980 году малагасийское правительство ограничило количество породных особей, которые могли быть экспортированы с острова: 2 на семью, не больше 200 в год. Это привело только к развитию подпольного рынка разведения, которое проходило с любой маленькой, пушистой белой собакой, похожей на Котон де Тулеар.
Признание Котон де Тулеар в США
Селекционеры Европы упорно трудились, чтобы стандартизировать и улучшить Котон де Тулеар, в результате чего, их пушистые пальто стали гораздо длиннее, чем у их предков. Первый представитель вида прибыл в Америку в 1974 году. Тогда же американский доктор Джей Рассел изучал лемуров на Мадагаскаре. Он увидел Котон де Тулеар во время его работы, и был очарован породой. Джей отправил несколько экземпляров своему отцу Лью Расселу. В 1976 году, пара родила в США первого щенка, Джиджи из Билли.
Расселл основал Coton de Tulear of America (CTCA), первый клуб, посвященный виду в Америке. Порода привлекла значительное внимание средств массовой информации в первые дни своего существования в США и появилась в ряде телевизионных программ, книг и журналов. Первый европейский стандарт был написан в 1977 году Жаком Саде. Он приобрел своих собак на Мадагаскаре и основал питомник Plattekill.
Популярность Coton de Tulear в Соединенных Штатах продолжала увеличиваться на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Как и многие клубы редких пород, CTCA выступала против формального признания AKC. По мнению CTCA, AKC не регулирует и не контролирует своих заводчиков. CTCA считает, что AKC позволяет слишком многим заводчикам работать и регистрировать собак, что ставит под угрозу здоровье, темперамент и качество многих пород. CTCA также считает, что AKC должна требовать, чтобы все шоу-собаки были очищены от серьезных проблем со здоровьем до участия в чемпионатах и получения титулов. CTCA оставалась очень твердой в своем противостоянии с признанием АКС, вплоть до сегодняшнего дня.
В начале 1990-х годов, в США сформировалось множество других клубов Котон де Тулеар, хотя с тех пор большинство из них закрылись, за исключением Американского клуба Котонов (AКК). Хотя АКК и CTCA не согласны с несколькими пунктами, оба клуба находятся в оппозиции к признанию АКС. Многие любители и селекционеры Coton de Tulear не согласились с мнением CTCA и хотели помочь своей породе получить полное признание AKC. Самыми длительными и влиятельными из них являются USA Coton de Tulear Club (USACTC), который был основан в 1993 году.
Спор между USACTC, CTCA и AКК по признанию AKC стал жарким. Эти дебаты усилились после того, как Coton de Tulear получил полное признание United Kennel Club (UKC) в 1996 году как член группы Companion Dog Group. Отношения к UKC различаются, большинство селекционеров редких и рабочих собак имеют лучшее мнение об UKC, чем о AKC. Обе стороны критиковали друг друга. Многие атаки были довольно личными. Борьба между заводчиками и любителями Coton de Tulear стала страстной и неприятной.
27 июня 2012 года, AKC официально причислила Coton de Tulear к Разному классу и USACTC стала официальным клубом AKC. Это означает, что полное признание AKC неизбежно при условии, что будут достигнуты дополнительные контрольные показатели. CTCA и AКК все еще спорят. Эти две группы пытаются мобилизовать свое членство для соперничества по признанию.
Котон де Тулеар всегда содержался как компаньон, а будущее породы будет склоняться скорее к домашнему питомцу, чем к рабочей собаке. В последние годы, представители породы начали участвовать в некоторых собачьих видах спорта. Численность вида в настоящее время быстро растет по всей территории США и Европы, и эта порода становится все более известной и желательной. При условии, что текущее качество разновидности сохранят во время популярности, будущее Coton de Tulear, выглядит ярким.