Описание нозологии раннего детского аутизма, атипического аутизма. Основные принципы диагностики заболевания, критерии постановки диагноза. Методы психотерапевтической коррекции детей с данным расстройством.
Детский аутизм — это довольно редкое расстройство, которое характеризуется общей социальной отстраненностью, дезадаптацией, погруженностью в свои переживания, нарушением формирования личностных контактов и стереотипными движениями. Чаще всего первые признаки аутизма у ребенка появляются в возрасте до 3-х лет.
Описание и формы заболевания «аутизм» у детей
Аутизм у детей может проявляться уже в возрасте до 1 года. Такие малыши намеренно отстраняются от физических контактов с матерью и близкими. Испытывая дискомфорт в объятиях родных, часто плачут, избегают прямых взглядов в глаза.
Характерным для детей младенческого возраста с аутизмом является умение уходить в себя, не реагировать на внешние раздражители. Для обычного малыша естественной будет реакция на звук или яркий цвет, тогда как ребенок с расстройствами станет отгораживаться от подобных факторов, углубляясь в свой внутренний мир. Для того чтобы своевременно диагностировать заболевание и начать лечение, необходимо знать, как проявляется аутизм у ребенка.
Малыш в таком случае не способен понять или хотя бы осознать социальные взаимодействия вокруг него. Познание внешнего мира и формирование кругозора происходит путем отражения всего, что происходит вокруг. Таким образом, ребенок анализирует и составляет свою картину происходящего.
Для детей с аутизмом очень сложно отразить все, что происходит за пределами их психики, им тяжело понять человеческие эмоции, предугадать какие-то шаги. Они редко эмоционально отвечают на добрые или плохие поступки по отношению к ним. Также для такого ребенка особую сложность представляет невербальное общение, проявление разнообразных чувств. Они неспособны реагировать в ответ на любую эмоцию, отражать эмоциональное состояние собеседника, сопереживать.
На детской площадке или в школе такие дети держатся немного в стороне от всех. Не любят подвижные игры, которые предусматривают контакт с другими малышами. Они никогда не вливаются в коллектив, более того, им это не нужно. В одиночестве они чувствуют себя гораздо комфортней, чем в компании друзей или близких.
Не слишком общительны и очень редко сами начинают разговор. Беседы на бытовые темы стараются быстрее закончить и уединиться. Однако не складывается впечатление, что детям не хватает общения. Малышей увлекает их внутренний мир, их фантазии, а социальные взаимодействия вызывают неприятные ощущения, дискомфорт.
Дети с аутизмом склонны к выбору одного интереса и концентрации всего своего внимания только на нем. Они могут быть достаточно умственно развитыми, даже гениальными, правда, обычно их интересует только одна область. Они непластичны в своих интересах, часто привязываются к каким-либо незначительным вещам, которые не имеют, по сути, никакого значения.
Обычно ребенок привыкает к определенному расположению вещей, распорядку дня, которого строго придерживается, не склонен к импульсивным действиям, никогда не проявляет инициативу. Наблюдается частое последовательное повторение одних и тех же слов (эхолалия), выполнение стереотипных движений.
Также возможно наличие разнообразных фобий у детей. Чаще всего это социальные страхи, которые могут объяснить их аутизацию (замкнутость). Такие дети нередко отказываются от пищи либо предпочитают каждый день кушать одно и то же. Специфические вкусы возникают буквально с маленьких лет и редко меняются.
Существуют отдельные формы аутизма у детей, которые немного отличаются от типичного расстройства:
Каннеровский аутизм. Этот подвид детского аутизма является его ядерной формой, то есть тяжелым проявлением всех симптомов. Особо остро дети ощущают возникновение дискомфорта при общении с другими, вплоть до болевой гиперестезии на тактильные раздражители. Характерной чертой каннеровского расстройства является дисгармоничность развития разных сфер психической деятельности ребенка. Очень медленно развивается речевой аппарат. Такие малыши редко говорят так, как их сверстники. Для них очень сложным считается разделение окружающего на живое и неживое. Дети с такой формой аутизма относятся практически одинаково как к одному, так и к другому.
Аспергеровский аутизм. Это легкая форма раннего детского аутизма. На таких малышей очень поздно обращают внимание, так как в младшем возрасте их поведение и развитие редко вызывают беспокойство. Умственные способности сохранены, они добиваются успеха в выбранной сфере деятельности. Характерным признаком аутизма в этом варианте остается неспособность к социальным контактам. Дети не могут вести эмоциональный диалог, жестикулировать или реагировать мимикой, поэтому они часто лишены чувства такта. Аспергеровский аутизм ярко проявляется в подростковом возрасте, когда на фоне гормональных изменений ребенок может реагировать депрессивными состояниями, суицидальными идеями.
Основные причины развития аутизма у ребенка
Несмотря на массу проведенных исследований касательно данного расстройства, выявить основные причины аутизма у детей так и не удалось. Современная психиатрия признает несколько теорий его возникновения, но ни одна из них не объясняет полностью все проявления.
Существует версия, что в очень раннем возрасте нарушается механизм восприятия внешнего мира, отражение его, а затем и понимание. Ребенок неспособен анализировать происходящее и не понимает его. Таким образом, постепенно он учится находить отвлечение в собственном внутреннем мире. Генетический фактор не отслеживается, то есть у него может не быть наследственной склонности (никто из родственников не болел психическими заболеваниями), а может и быть.
Статистика показывает, что аутичные дети часто рождаются в благополучных семьях, которые принадлежат к высшим слоям общества. Так возникла теория чрезмерной загруженности ребенка. Обычно такие родители хотят дать своему малышу все, что только можно в этом возрасте. Загрузив несформированную детскую психику своими целями, можно добиться лишь асинхронизации мозговых процессов.
Причины аутизма у детей никак не связаны с реакцией матери на ребенка. Если младенец постоянно ограждается от нее, избегает визуального контакта, совершенно естественной будет ее отрицательная реакция. Холодность в общении начинает проявляться очень рано, поэтому отношение матери к ребенку не имеет ничего общего с возникновением данного расстройства.
Существует множество других теорий возникновения этого заболевания: перинатальные факторы повреждения структур головного мозга, нейрохимический дисбаланс системы «дофамин/серотонин/норадреналин». В связи с тем, что симптомы аутизма входят в шизофренический спектр, существует теория эндогенного происхождения.
Как распознать аутизм у ребенка
По международной классификации болезней МКБ 10 и американской классификации DSM-4 выделяют три основные группы симптомов, которые стабильно указывают на развитие аутизма у детей. Отдельные из них могут изменяться и отличаться у разных малышей.
Для верификации диагноза имеет значение характерная триада:
Родители могут заметить некоторые особенности поведения малыша, но гораздо важнее знать заранее, как распознать аутизм у ребенка. Чем быстрее заболевание будет диагностировано, тем больше шансов на успешный результат лечения. Обращаться к врачу необходимо тогда, когда ребенок начинает поздно говорить, не проявляет мимикой своих эмоций, не жестикулирует. Если эти проявления не происходят до года, следует показать его семейному врачу или детскому психиатру.
Исследователи с мировым именем разработали специальные скрининги, которые способны выявлять аутичных детей на ранних сроках. К сожалению, не во всех странах используются данные методы диагностики, но в качестве дополнительного обследования их все же можно применить.
Перечень тестов на аутизм у детей — очень длинный. Психологи всего мира совместно создали несколько вариантов подобных методик для различных возрастов. Считается, что каждый возраст ребенка чем-то примечателен, меняются предпочтения, приоритеты, поэтому тест нужно подбирать индивидуально.
Данные тесты представляют собой набор вопросов или таблиц, которые помогают определить наличие или вероятность развития у ребенка аутизма. Учитывается поведение, социальное взаимодействие, темп развития речевого аппарата, особенности мелкой и грубой моторики. Глубину расстройства можно установить по специальным шкалам, опросникам. Результаты трансформируются в баллы, которые выстраивают градиент глубины патологического процесса.
Некоторые тесты ориентированы на родителей, так как в отдельных случаях необходимо сравнить субъективный взгляд и объективный осмотр. Также их применяют в случаях, когда ребенок слишком маленький или симптоматика разворачивается медленно.
Важной частью диагностического процесса является инструментальное обследование функций и структуры головного мозга. Для этого используются следующие методы: электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография, магниторезонансная и компьютерная томография.
Не обязательно применение всего перечня методов. Они необходимы лишь для уточнения диагноза и дифференциальной диагностики. В случае раннего детского психического заболевания обязательно нужно исключить органическую причину.
Особенности лечения аутизма у детей
Несмотря на огромный арсенал психотерапевтических методов и фармакологических средств, единой схемы лечения аутизма у детей на сегодняшний день не существует. Оптимальным вариантом является индивидуальный подбор способов с учетом личностных особенностей и доминирующей симптоматики.
АВА-терапия
Прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis — АВА) — один из самых распространенных методов в мире в этом направлении, который принадлежит к разделу поведенческой терапии. Суть этой методики лежит в исследовании причинно-наследственных связей в поведении ребенка.
Сначала изучаются факторы внешнего мира, которые имеют значение для поведения детей с аутизмом. Малыш вырабатывает специфические рефлекторные реакции, изменяя свое поведение тогда, когда изменяются внешние факторы. Манипулируя ими, можно сформировать у него соответствующее поведение и реакцию на разнообразные раздражители, разработать модель реагирования.
Фактически метод представляет собой обучение. Здоровые дети многому в этой жизни учатся сами: контактировать с другими, общаться и выдавать эмоции. Для ребенка с аутизмом это очень сложно, поэтому для обучения ему нужен учитель. Правильная педагогическая коррекция лежит в основе АВА-терапии и на сегодняшний момент представляет собой один из самых эффективных методов.
Заниматься такой терапией может только сертифицированный специалист, который владеет данной методикой. Существует множество форумов, которые могут вкратце описать программу, но она не поможет, а только навредит.
Метод структурного обучения
Этот метод терапии имеет название Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children (TEACCH). Это специальная программа образования, которая была разработана с учетом всех особенностей поведения малышей, и рассчитана на широкий возрастной диапазон детей — от самых маленьких до взрослого возраста.
По своей сути, это школьная программа с адаптированными заданиями на визуализацию, восприятие внешнего мира и социализацию. Материал, который ребенок должен усвоить, подается в специальной форме. Она способствует подготовке к взрослой жизни.
Задания ориентированы на общительность и социальные контакты. Малыш должен взаимодействовать с другими детьми, чтобы решить задачу. При этом общение носит ненавязчивый характер, чтобы дети не чувствовали дискомфорт и не испытывали негативные реакции.
Сенсорная интеграция
Основным механизмом аутизации является невозможность восприятия внешнего мира в целом. Ребенок видит картинку, слышит звук, но не может сопоставить эти вещи вместе, проанализировать, обобщить. Данный метод создан для соединения этих психических процессов.
Специальные упражнения способствуют обрабатыванию сенсорной информации, которая соединяется с другими ощущениями. Для этого метода используются игры, в которых необходимо задействовать органы чувств и проанализировать полученную информацию.
Ребенок, который страдает аутизмом, часто неспособен правильно понимать чувства других людей, а также проявлять собственные ощущения. Для формирования собственного впечатления человеку нужно интегрировать все ощущения, которые он получил, обработать и пропустить через собственные вкусы, правила и оценку. У детей с расстройствами возникают значительные трудности при этом.
Этот метод терапии основывается на определении гранично допустимых уровней ощущений, которые способны вызывать реакцию ребенка. Каждое событие формирует отклик в психике, но только некоторые способны пробиваться сквозь броню аутизма. Понимание границ чувствительности помогает создавать определенные условия, которые будут комфортными для малыша с аутизмом и смогут помочь ему адаптироваться к взаимодействию с другими людьми.
Обучение основным принципам поведения
Это метод поведенческой психотерапии, который основывается на формировании у ребенка базовых навыков. Они необходимы для самообслуживания и улучшения качества жизни. Особое внимание уделяется коммуникационным навыкам детей с аутизмом.
С помощью этой терапии создаются основные задатки базовых навыков общения. Если ребенок никогда не проявлял инициативы в беседе, то в будущем, возможно, при случае он не будет знать, с каких слов начать разговор, как более вежливо и тактично повести себя.
Воспитатель подробно объясняет, как нужно общаться с людьми, какие существуют правила поведения и тактики в обществе. Например, молчание или отворачивание в неподходящий момент может быть неверно истолкованным. Задача педагога — обучить таких детей общим правилам поведения. Даже если общение им не слишком нужно, их реакция может создавать трудности в рутинной жизни.
Чтобы таких ситуаций не наблюдалось, следует обратить внимание на обучение их тем жизненным принципам, которые они не могут постичь сами.
Медикаментозная коррекция
На данный момент эффективного фармакологического лечения аутизма у детей нет. Существуют варианты лечения на основе комбинаций нейролептиков, антидепрессантов и транквилизаторов, но их эффективность не доказана. Допускается возможность медикаментозной коррекции при сопутствующих изменениях и проявлениях.
Только самые серьезные, опасные для ребенка и для других проявления аутизма могут подлежать коррекции медикаментами. Если, например, стереотипность поведения создает существенные сложности при выполнении рутинных заданий, малыш не может обслуживать себя и создает значительные проблемы родителям, следует задуматься о включении в терапию фармакологических средств.
Для снятия агрессии, крайней степени гиперактивности, которая создает значительные проблемы в жизни ребенка, при саморазрушающемся поведении применяют нейролептические препараты. Среди огромного их количества только врач сможет подобрать подходящий, учитывая индивидуальные особенности детского организма.
Часто используют риталин, фенфлурамин и галоперидол. Эти препараты хоть и не входят в основные схемы лечения, в настоящее время довольно успешно применяются для устранения крайних проявлений аутизма.
Эмоциональные расстройства, включая депрессивные состояния, могут быть довольно серьезными. Часто они маскируются за другими признаками аутизма, проявлениями переходного подросткового возраста и поэтому не корректируются совсем. Фармакологическая терапия депрессивных расстройств при аутизме включает ингибирование обратного захвата серотонина, которое достигается приемом флуоксетина или флувоксамина.
Как лечить аутизм у детей — смотрите на видео:
Аутизм — довольно специфическое расстройство, которое не позволяет ребенку включаться в социальную жизнь, общаться со сверстниками. Эмоциональная холодность и пассивность негативно влияют на качество общения с окружающими. Лечение на данный момент представляет собой экспериментальные психотерапевтические методики, которые пока еще только начали применяться. Важным аспектом терапии является ранняя диагностика, которая увеличивает шансы на успешность коррекции и нормальную адаптацию таких детей к взрослой жизни.