Что такое синдром гиперактивности у детей и его основные проявления. Когда и почему появляются первые симптомы данной патологии. Главные факторы, способствующие её развитию. Современные методы борьбы и профилактики синдрома.
Гиперактивность у детей — это патологическое состояние, которое характеризуется чрезмерной активностью психической и физической системы организма. Возникает подобная проблема как в раннем, так и в более позднем детском возрасте. В современном мире основной причиной ее появления считают дефицит внимания. Вследствие этого ребенок пытается любыми действиями заполучить его от своего окружения. Он становится неспокойным и взбалмошным, не может усидеть долго на одном месте и сфокусировать своё внимание на предмете.
Главные причины возникновения гиперактивности у ребенка
Многие мамы, которые столкнулись с подобной проблемой у малыша, постоянно задаются вопросом, из-за чего у них возникли такие изменения. Различные варианты причин гиперактивности у детей появляются всё чаще. Даже несмотря на то, что основной фактор только один, повлиять на ее развитие могут и другие состояния.
Проблемы у мамы
Мало кто задумывается над тем, чтобы поискать причину повышенной активности ребенка в его родителях. В большинстве случаев этот вариант рассматривается только тогда, когда изначально предполагается наличие какого-либо наследственного заболевания. Но об этом факторе стоит думать в первую очередь. Ведь то, как развивается плод, отражается на состоянии здоровья малыша в последующем.
Именно поэтому стоит обратить своё внимание на наличие следующих проблем у женщины:
Тяжелое течение беременности. Многие заболевания детей возникают именно вследствие наличия каких-либо внутриутробных проблем. Сегодня очень малое количество женщин может похвастаться своим хорошим самочувствием во время вынашивания ребенка. У большинства будущих мам уже на начальных строках начинают проявляться какие-либо старые патологии и обострения хронических болезней. Более того, довольно часто их беспокоят ранние и поздние токсикозы, которые имеют очень плохое влияние на ребенка. Но часто в результате даже такого воздействия рождается абсолютно здоровый малыш. И только спустя некоторое время обнаруживается наличие каких-либо проблем.
Осложнения во время родов. Все нарушения, которые происходят на этом этапе, могут оказывать два вида действия. В первом случае осуществляется замедление всех процессов. В результате этого ребенок подвергается кислородному голоданию. Его недостаток отрицательно сказывается на клетках головного мозга. Даже после нескольких секунд такой ишемии в них могут произойти необратимые изменения. Такое влияние очень легко может спровоцировать данный синдром без наличия каких-либо других патологий. При другом варианте развитие происходит насколько быстро, что ребеночек не успевает адаптироваться к происходящему и также подвергается плохому влиянию.
Нарушенный образ жизни матери. Сегодня достаточно много внимания уделяется этому пункту, ведь современные женщины довольно-таки часто умудряются причинить вред ребенку своим поведением. Наличие таких отрицательных привычек, как курение и употребление алкоголя, может не только привести к нарушениям подобного рода, но и обеспечить гибель плода. В эту категорию входят также постоянные недосыпания и стрессовые воздействия. Их влияние сказывается на здоровье и эмоциональном фоне как женщины, так и ребенка. И очень часто именно этот фактор приводит к развитию данной патологии.
Воздействие на ребенка
Как уже всем известно, дети являются несовершенными в плане готовности организма к самостоятельной жизни. Этот факт стоит учитывать во время поиска причины наличия у них различных патологических состояний. В большинстве случаев это оправдано внешним воздействием, которое в обязательном порядке присутствует вокруг каждого ребенка.
Именно эти факторы причиняют вред в детском возрасте и практически не грозят во взрослой жизни. К ним относят:
Дефицит внимания. Эта причина сегодня стоит во главе всех остальных. Ведь многие современные родители слишком заняты и не могут уделять детям необходимое количество времени. Из-за его недостатка ребенок чувствует себя ненужным и пытается самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию. Он всячески изменяет своё поведение на такое, которое замечают родные. Чаще всего это постоянное движение, активные игры, любознательность. Но нередко это приводит к потери контроля над таким ребенком. Для него это входит в привычку, и такие дети вырастают трудными подростками.
Стрессовое воздействие. Влияние этого фактора очень сильно сказывается на психическом здоровье человека. В раннем детском возрасте, когда оно ещё только начинает своё формирование, очень важно не допускать поступления излишних патологических стимулов. Ведь в этот период они вбиваются в сознание настолько крепко, что могут изменить характер и поведение ребенка совершенно в другую сторону. Часто случается так, что какие-либо эмоциональное потрясение происходит у детей во время первого падения при попытке ходьбы и отражается на его поведении в будущем.
Потребность в самовыражении. Такое состояние встречается на пути у ребенка в тот момент, когда он оказывается среди своих сверстников. Часто это детский сад, школа или просто компания во дворе. Оказавшись там, возникает проблема главенства и авторитетности. Многие мальчики и девочки пытаются показать себя лучше других. Всё это приводит к тому, что такие дети становятся зависимыми от собственного образа. Теперь они более разговорчивы, решительны в своих действиях и поступках. Такая повышенная активность становится результатом желания проявить и выразить себя как личность.
Основные проявления синдрома гиперактивности у детей
Не заметить ребенка с таким отклонением от нормы будет очень трудно. Всё это потому, что все основные признаки направлены именно на привлечение внимания со стороны. Такие дети больше других стремятся к достижению этой цели, что у них очень хорошо получается. Поэтому узнать о наличии проблемы не представляет ни для кого особых трудностей. Но главная беда кроется совсем в другом. Дело всё в том, что многие родители не считают такое поведение их чада патологическим и списывают его на наследственность, совсем юный возраст или причудливости характера. Чтобы подобного не случалось, стоить помнить о тех сферах, которые ярче других показывают имеющиеся нарушения.
Нарушение поведения
Наши самые маленькие детки, которые пока не могут разговаривать, выделяются среди остальных манерами своего поведения. Некоторые характеризуются небольшим набором движений и активностью. Другие же более ярко выражают свои эмоции. Для них присущи широкий набор мимики, длительная энергичность и заинтересованность происходящим вокруг. Зависимо от того, как малыш ведет себя, можно определить и наличие у него представленного отклонения.
Среди главных симптомов гиперактивности ребенка следующие:
Неусидчивость. Многие родители отмечают, что их чадо не может задержаться на каком-либо одном месте более чем на несколько минут. Его постоянно приходится вылавливать по всему дому или улице. На детской площадке малыш будет выделятся и бегать быстрее всех. Если в одну секунду его интересует игра в пистолетики, то буквально через две минуты он уже будет прыгать на батуте. И так по кругу весь день. Этих детей очень сложно заставить спокойно покушать за столом или взять с собой в магазин. Проблему составляет также выполнение монотонной работы, например, домашнего задания. Продуктивность обучения снижается ещё из-за плохого поведения в школе. Ребенок не может заставить себя просидеть за партой и выслушать учителя до конца урока.
Суетливость. Проявлением этой черты выступает какая-то торопливость с непостоянностью. Свойственно осуществление многих движений, которые очень мелкие и поспешные. Такие дети часто не могут собраться с мыслями и принять какое-либо решение. При выполнении домашней работы встречаются трудности с подсчётами и решением задач на несколько действий. И хотя, на первый взгляд, у такого ребенка очень много незаурядной активности и смышлености, в его поступках заложено мало смысла. Они более хаотичны и выполняются без какой-либо цели. На это стоит обратить особое внимание во время присмотра за чадом.
Беспокойство. Многие считают этот пункт чрезвычайно важным в диагностике данной патологии. Всё это из-за того, что очень редко можно увидеть часто переживающего за что-либо ребенка. И происходит это довольно-таки часто. Эти дети больше остальных склонны к преувеличению и фантазированию. Им постоянно кажется, что нужно сделать много дел и всё успеть. Эти маленькие хозяева жизни выглядят со стороны как бизнесмены и великие люди. Даже их выражение лица говорит об заинтересованности и какой-то задумчивости, хоть и повода для этого нет.
Импульсивность. Какое-то постоянное рвение совершить сотни дел и успеть всё за один момент. В совсем юном возрасте это заметно по количеству приобретенных игрушек для такого ребенка. У него их может быть десяток, и каждая будет нравиться, но при наличии самой простой поломки он готов распрощаться с ней, разломать и больше не вспоминать. Совсем маленькие представители часто поддаются плачу. Таким образом они отвечают на малейшую заминку при выполнении их просьбы. Эта вспыльчивость характера замечается и при совершении первых шагов или во время учёбы. Самые незначительные неудачи сопровождаются бурной реакцией, швырянием предметов или придуманными обидами.
Эмоциональная нестабильность. Подобная черта в какой-то мере присуща всем маленьким деткам, если обратить на неё внимание. Ведь им свойственно переключаться с одного занятия на другое, плакать из-за разбитого колена и одновременно смеяться от маминой щекотки. Но при наличии данной патологии ребенок будет даже чересчур нестабильным в своих душевных проявлениях. Родителям этих деток очень сложно проследить связь между улыбкой и внезапным потоком слёз, который возникает без наличия особых на то причин. Стоит также отметить тот факт, что такое состояние резко может меняться по несколько раз на день, исчезать при проведении времени с мамой или папой. Отследить какую-либо закономерность в наличии такой лабильности эмоций практически невозможно. Эти состояния считаются мигрирующим симптомокомплексом.
Халатность. Многим современным родителям подобная характеристика кажется индивидуальной чертой их чада. Они считают, что дитя в силе изменить свою неаккуратность и безразличное отношение к окружающему. Гиперактивный ребенок редко складывает свои вещи, игрушки или любит помогать по дому. Им свойственна небрежность при выполнении какого-либо задания. Совсем маленькие детки очень капризно самостоятельно кушают. Постоянное размазывание еды по тарелке, испачканная одежка и всё вокруг. Именно так ведут себя эти детки. Им сложно проявить аккуратность в выполнении домашнего задания, почерк чаще всего очень размашистый и непонятный. Детям часто перепадает от родителей за такое поведение, но поступать по-другому они попросту не умеют и не могут.
Нарушения сна. Такое состояние возникает вследствие повышенной активности организма. Ребенок чересчур возбужденный в течение большего времени суток, именно поэтому ему очень сложно успокоиться и заснуть вовремя. Из-за этого он ложится спать уже после полуночи, когда организм просто испытывает истощение и упадок сил. Но чтобы расслабиться и погрузиться в полноценный сон, уходит ещё некоторое время. В итоге под утро такие дети совершенно не отдохнувшие, ещё более озлобленные на весь мир, пробуждаются под крики родителей. Такой механизм имеет замкнутую систему и требует немедленного прерывания.
Проблемы со здоровьем
Ни одно изменение, которое случается в нашем организме, не может пройти незаметно для его состояния здоровья. Что касается психической системы, то она как ни что другое тесно связана и находит своё отображение на многих системах органов человека. При наличии гиперактивности у ребенка его способ жизни полностью меняется. Во-первых, появляется необходимость ускорить осуществление всех процессов. Каждая клетка меняет свой метаболизм в сторону ускорения и повышения продуктивности работы. Во-вторых, становится необходимым приспособляться к такому темпу жизни. В данном случае возникает множество адаптационных кругов, которые осуществляют эту потребность.
Все эти процессы могут вызвать следующие нарушения:
Задержка речевого развития. Эту проблему замечают практически все родители и сразу же начинают искать причину. Дело всё в том, что такой ребенок не может сосредоточить своё внимание на чём-то одном. Его психика совершает множество мыслительных процессов в одну секунду. Детям кажется, что они сейчас произнесут тысячу слов, но в реальности этого не происходит. Иногда их речь вовсе не развивается, в других случаях она есть, но очень скудная и невнятная. Ребенок глотает буквы, выговаривает предложение не полностью или без определенного смысла. Может также происходить укорочение фраз, перепрыгивание с одной мысли на другую, собственно, и при разговоре понять это не представляет трудности.
Проблемы с памятью. Эта функция человеческого мозга должна работать лучшим образом именно у детей. Но при наличии такой проблемы ребенок лишается этой способности. Она исчезает не полностью, но серьёзно нарушается. Заметным это становится при первой попытке обучения чему-нибудь. В этот момент оказывается, что полученная информация плохо воспринимается и практически не фиксируется в голове. Слуховая и тактильная память страдает больше всех. Иногда полностью сохраняется зрительная чувствительность, и увиденное запечатлевается на некоторое время. Более часто возникают проблемы с долгосрочным запоминанием. Сказанное или услышанное ребенок может воспроизвести только спустя короткий период времени, но не ответит на вопрос о нём немного позже.
Умственная отсталость. Самое грозное осложнение и проявление, которое может возникнуть. Ребенок попросту теряет возможность к развитию своих интеллектуальных способностей. Ему трудно учиться и выполнять какие-либо задания. Дети часто отстают от своих сверстников в садике и школе. Им трудно выучить или решить какие-то примеры. Пространственная ориентация страдает, даже изложение собственных мыслей не представляется возможным. Что касается повседневной жизни, то такие дети более медленно реагируют на просьбы, при этом двигаются по комнате чуть ли не со скоростью света.
Нарушение социализации
То, что нас окружает, всегда делает нас зависимыми. Именно поэтому для каждого человека так важно найти своё место в обществе и прижиться в нём. Чтобы это произошло, нужно понимать, как правильно себя вести, сообразить все существующие нормы. Детей с синдромом гиперактивности очень редко адекватно воспринимает их окружение. Чаще всего их не считают больными, а просто странными и непонятными. Особо жестокое отношение существует со стороны сверстников, они совершенно беспардонно критикуют и обижают за такое поведение и индивидуальность.
В общем, это всегда представляет трудность в виде следующих проблем:
Непослушание. Казалось бы, что этот признак характерен практически для каждого ребенка. Ведь в той или иной мере каждый из нас когда-то был капризным и не желал слушаться старших. Но в данном случае всё более серьёзно. Родители этих детей практически всегда должны быть на чеку. Во всех драках, заговорах, шалостях их чада принимают главное и обязательное участие. Невозможно даже представить себе, насколько активен такой ребенок. Он постоянно в движении, несущийся куда-то и сметает всё на своем пути. Даже зная о возможном предстоящем наказании, малыш всё равно ведёт себя, как прежде.
Игнорирование норм поведения. Это свойственно детям более старшего возраста, для тех, кто уже успел побывать в гостях, на каких-либо мероприятиях или другого рода собраниях. Также эта проблема актуальна во время посещения школы. Такие дети совершенно неуправляемые в своих действиях. Они не слушают чужие замечание и ведут себя так, будто им всё разрешено. Шум и гам, который создаёт такой ребенок, редко доставляет удовольствие кому-либо, кроме него самого. Из-за этого страдают и родители, ведь взять с собой детей куда-то значит иметь постоянные проблемы с ними.
Агрессивность. Некоторые случаи гиперактивности сопровождаются злобностью и вспыльчивостью. Ребенок проявляет её с самых ранних лет. Изначально это случается при неудовлетворении его потребности, потом из-за личных капризов. Далее это приобретает более постоянный характер и несёт угрозу для окружения. Дети отказываются играть с таким ребенком, их обижает его немотивированные приступы злости и агрессии. Это может возникнуть даже из-за неразделенной игрушки или места в песочнице. Совершенно активно и громко он защищает свои интересы и мнение среди остальных, иногда прибегая к рукоприкладству.
Методы борьбы с гиперактивностью детей
Сегодня тысячи родителей, измученных всеми перепробованными средствами по усмирению собственного чада, задаются вопросом о том, как лечить гиперактивность у ребенка. Ведь наличие такой проблемы делает жизнь в семье невыносимой. Появляются постоянные ссоры из-за методов воспитания. Мамы и папы не могут поделить обязанности и роль главы семьи, не знают, каким образом заслужить авторитет у малыша. Чтобы было легче найти путь решения этой проблемы нужно выбрать комплексный подход к лечению.
Советы родителям
Прежде всего, только родители имеют возможность и обязанность помочь ребенку справиться со своей повышенной активностью. Не все из них умеют правильно вести себя с такими детьми, многие не понимают серьёзности сложившейся ситуации. Для того чтобы своими действиями и мерами воспитания не усугубить психическое состояние малыша, нужно придерживаться нескольких простых правил:
Конкретная формулировка задач. Такие дети не всегда четко понимают, что от них хотят. Чтобы добиться положительного ответа, нужно высказать своё пожелание как можно более точно. Также важно избегать употребления сложных смысловых предложений и речевых поворотов. Обращенная речь должна быть как можно короче и лаконичней, чтобы ребенок не задумывался о ее смысле.
Правильное употребление запретов. Необходимо стараться реже использовать частицу «не». Вместо того, чтобы говорить ребенку о том, что делать нельзя, нужно стараться оглашать позволенный вариант. Например, чтобы запретить выходить на улицу, можно предложить поиграть с игрушками дома или заняться каким-нибудь другим делом. Таким образом, пожелание будет восприниматься детьми как совет, а не запрет. Соответственно реакция будет более спокойная и менее агрессивная.
Последовательность. Поскольку главной проблемой детей с гиперактивностью является их суетливое отношение ко всему происходящему, нужно помочь им справиться с правильным распределением очередности дел. Необходимо озвучивать ребенку планируемые занятия хотя бы на последующие несколько минут. Объяснять, что изначально нужно помыть руки, затем садиться завтракать и так далее.
Позитивное общение. Многие родители непослушных детей не могут сдержать свои эмоции и высказывают их каждый раз при совершении какого-либо проступка. Это вызывает агрессию и замкнутость у детей. Они ещё более сильно пытаются навредить и отомстить за такое отношение к себе. Поэтому очень важно, чтобы во время разговора мама или папа не повышали голос на своё чадо, а наоборот, на положительных эмоциях объясняли важные вещи. В таком случае ребенок будет прислушиваться к ним и менять своё поведение.
Расход избыточной энергии. Чрезмерное количество активности у таких детей не может пропасть само по себе, даже если заставить их сидеть в неподвижном состоянии. Чтобы помочь справиться с этой проблемой, нужно найти ей правильное место утилизации. Это могут быть как элементарные игры и прогулки для малышей, так и посещение различных секций для более взрослых деток. Главное, чтобы это приносило радость ребенку, а также избавляло его от чрезмерной активности.
Врачебная помощь
Этот метод терапии вызывает у многих родителей большие колебания по поводу вредности и эффективности. Некоторые придерживаются мнения о ненужности обращения с такой проблемой к доктору, что очень не правильно. Подобная тактика возможна, но только в том случае, если ребенок не находится ещё в тяжелом состоянии.
Обращение к врачу подразумевает под собой точность и правильность предполагаемого диагноза, что очень важно. Современная медицина возлагает великие надежды на психическую терапию. Применение этого метода позволяет деткам быстро и эффективно справиться с имеющимися нарушениями. Благодаря наличию нескольких его вариантов происходит индивидуальный подбор для каждого ребенка. Недостатком является лишь невозможность использования для малышей, которые пока не могут самостоятельно реагировать на какие-либо посторонние воздействия.
Также важным моментом является применение лекарственных препаратов. Сегодня самыми популярными средствами считают седативные вещества. Препараты на растительной основе, которые разрешены для использования у детей, очень благотворно влияют на их состояние. Такие медикаменты помогают ребенку успокоиться и сосредоточиться на каком-либо одном деле.
Для коррекции данного синдрома используют комбинацию всех или нескольких методов терапии сразу. Такой подход не только полностью освобождает ребенка от имеющейся проблемы, но и сокращает сроки выздоровления.
Как лечить гиперактивность у ребенка — смотрите на видео:
Гиперактивность у детей — это огромная проблема, от которой страдают малыши всего мира. Многие родители не понимают патологической основы такого состояния, что значительно ухудшает положение ребенка. Для того чтобы освободить детей от этого и предотвратить ужасные последствия, нужно всего лишь следовать простым правилам общения с ними.