Содержание статьи:
- Появление породы
- История прародителей
- Уникальные данные и применение
- Популяризация
- Признание
Aзавак или Azawakh, относительно высокая и очень поджарая, но спортивная и крепкая собака. Пес невероятно узкий между грудью и задними лапами. У него невероятно длинные конечности. Хвост удлиненный и сужающийся никогда не закручивается. Голова не отличается размерами, она короткая, как для пса такого размера, а также очень узкая. Морда умеренно длинная. Глаза миндалевидные. Уши животного средние, свисают по бокам. Шерсть короткая и тонкая на большей части тела, редкая на животе. У аzawakh, присутствуют почти все цвета и рисунки, включая палевые, песочные, красные, белые, черные, синие, пестрые.
Появление породы азавак
Порода была выведена кочевыми племенами, живущими в одном из самых сложных мест на Земле. По необходимости, эти люди часто путешествовали и, следовательно, оставили немного археологических записей. До недавнего времени, подавляющее большинство из них было неграмотным, так как чтение мало полезно для кочевника. В результате этих факторов, до второй половины XX века, о происхождении азавака почти ничего не известно. Однако, к недостатку сведений, может быть многое добавлено, ссылаясь на генетические исследования и наблюдения за разновидностью в Африке.
Хотя неясно, сколько лет на Земле живет азавак, почти наверняка он один из самых древних из всех собак или, по крайней мере, их потомок. Существует много споров между генетиками, археологами и другими специалистами относительно того, когда псовых впервые одомашнили, 14 000 или 100 000 лет назад. Почти повсеместно признано, что первые виды прирученных людьми собак произошли от волка и это сделано в один период на Ближнем Востоке, в Индии или Китае. Генетические исследования подтвердили, что все псовые берут начало от серых, индийских или тибетских волков (которые могут быть уникальными видами).
Первые собаки сопровождали группы кочевых охотников-собирателей в ландшафте каменного века, и служили сторожами, охотничьими помощниками и сопутствующими животными. Такие питомцы оказались настолько незаменимыми, что распространились по всему миру, и в конечном итоге обитали почти везде, где проживали люди. Единственными исключениями были несколько отдаленных островов. Изначальные псы на африканском континенте, вероятно, попали туда по суше, через Синайский полуостров или на судах по Красному морю.
Доказательство их присутствия в домашнем ареале азавака ведет к наскальным рисункам. Петроглифы, датируемые от 6 000 до 8 000 г. до н.э., показывают примитивных собак, охотящихся на диких зверей, в сопровождении человека. Вполне вероятно, что это могут быть изображения первых предков azawakh. В то время, когда древние письмена создавались, климат Земли был иным, а территория Сахары более влажная, чем сегодняшняя пустыня. Огромные районы, которые теперь покрыты дюнами, давали относительно плодородный урожай.
В конце эры голоцена, климат планеты изменился, оставив массивную часть Африки сухой. Сахара простиралась на сотни миль во всех направлениях, становясь одним из самых больших барьеров для движения жизни на Земле. Эта пустыня граничит с океанами на востоке и западе и двумя сельскохозяйственно-продуктивными районами на севере и юге. Ее почти невозможно пересечь без помощи верблюдов или моторизованных транспортных средств. До сегодняшнего дня, почти полностью изолированные собаки, обнаружены по обе стороны от ее дюн. Таким образом, они развивались независимо от своих северных кузенов.
Сначала все псы походили внешне на волка и современного Динго. В конце концов, люди начали осторожную селекцию, чтобы преувеличивать те качества, которые они больше всего желали. Конечным результатом такого вмешательства было развитие уникальных разновидностей, в том числе и азавака. Первое окончательное доказательство множественных уникальных видов идет из Древнего Египта и Месопотамии. Находки, датируемые от 5000 до 9000 годами, изображают собак, которые идентифицированы как потенциальные предки для ряда современных пород.
Некоторые похожи на прицельных гончих, которые часто изображаются преследующими газелей и зайцев. Эти древние ближневосточные охотничьи псы почти наверняка превратились в салюки и афганскую борзую. В результате завоеваний и торговли они распространились по всему миру, преобразовавшись в множество видов гончих. Первоначально считалось, что салюки продвинулись на Магриб, где они перешли в очень похожего слюги. Именно последних приобрели племена туарег и беджа. Многие из этих народностей, обладают навыками пересечения Великой пустыни и, согласно теории, привезли sloughi на юг в Сахель. Затем, постепенно в локализованных условиях, сахелианские люди, развивали этих псовых, пока они не стали азаваками.
История прародителей азавака
Традиционная ближневосточная версия происхождения имеет ряд сторонников, но недавние данные предоставили новую альтернативу. Генетические тесты, проведенные на собаках по всему миру, проливают свет на фактические отношения между ними. Они также показали, что гончие, вероятно, разрабатывались независимо друг от друга на протяжении всей истории, и внешнее сходство является результатом разведения для аналогичных целей, а не фактических отношений. Исследования выявили, что азавак тесно связан с африканскими собаками-париями (беспорядочно размножающимися и полуодомашненными) и басенджи из Конго (ранее известный как Заир).
Тесты также позволили узнать, что азавак обладает уникальным разнообразием гена — глюкозоизомеразы. Известно, что носителями его также являются лисы, шакалы, итальянские волки, слаусы и несколько японских пород. Поэтому предположили, что предки azawakh иногда пересекались с шакалами. Когда-то считалось это невозможным, но недавние усилия по разведению в России доказали обратное.
Тесную связь между собаками-париями и азаваком можно увидеть в практике разведения сахелианских племен. В значительной части исламского мира существует четкое различие между аль-хор (салюки, слаусы и афганские борзые) и кельбом (собаки-парии). Al-hor считаются благородными и чистыми, в то время как kelb — грязными дворнягами. Народ Сахеля не делает такого различия, позволяя всем своим псовым свободно скрещиваться. Как и в случае с волками, у этих собак сложная социальная организация, с альфа-самцом и альфа-самкой, производящих основное потомство.
Уникальные данные азавака и его применение
Несмотря на то, что Сахеля гораздо более плодороден, чем засушливая Сахара, там по-прежнему очень трудно жить, о чем свидетельствуют голод, поражающий регион. У племен недостаточно ресурсов, чтобы содержать чрезмерное количество собак, и поэтому выбираются псы, считающиеся самыми высококачественными. Причем, это делается до достижения питомцем зрелости. В большинстве случаев это один щенок из каждого помета, а остальные подвергаются эвтаназии.
Такая практика может показаться жестокой для «западных глаз», но является необходимостью в суровых условиях Сахеля в дополнение к тому, что она позволяет матери-суке отдавать все ресурсы одному щенку и увеличивать вероятность его выживания. По многим культурным причинам, кобели предпочтительнее, а самки содержатся в случаях, когда есть потребность в большем производстве потомства.
В дополнение к искусственному отбору, азавак испытал экстремальное естественное отсеивание. Любая собака, неспособная справиться с высокими температурами, засушливыми условиями и тропическими болезнями Сахеля, быстро погибнет. Кроме того, дикая природа Африки опасна. Хищники активно охотились на этих псовых и яростно защищались от них. Даже добычные виды, такие как газели и страусы, могут легко убить собаку. Львы, леопарды, гепарды, гиены, слоны и другие звери ответственны за убийство многих azawakh на протяжении веков.
Основная цель охотничьего пса — преследовать и ловить быстро движущуюся добычу. В зависимости от региона, это делается для получения пищи, меха, участия в спорте, уничтожения паразитов или их сочетания. Аналогичным образом используется и азавак. Он способен развивать высокую скорость при чрезвычайно высоких температурах. Порода может легко бежать в климатических условиях, которые убьют многие виды за считанные минуты. Тем не менее, azawakh уникален среди гончих тем, что его основной целью является охрана.
Таким питомцам традиционно разрешают спать на низких соломенных крышах хозяйских деревенских домов. Когда «странное» животное приближается к деревне, первым это замечает азавак. Он предупреждает остальных и спрыгивает, чтобы отогнать его. Другие особи присоединяются к нему в наступлении и работают вместе, чтобы выгнать или убить злоумышленника. Несмотря на то, что azawakh не так агрессивно относятся к людям, он также предупреждает своих владельцев о приближении незнакомцев и иногда нападает на них.
Популяризация азавака
Пес был почти полностью изолирован на протяжении веков, хотя почти наверняка пересекался с другими африканскими собаками, а иногда с слюги или салюки, которые находились к югу от Магриба. Несмотря на растущий интерес к разведению псовых, европейские империалисты, получившие контроль над большей частью Сахеля в XIX веке, изначально не обращали внимания на azawakh. Это начало меняться в 1970-х годах, когда французы находились в процессе предоставления независимости остальным колониям.
В то время, югославский дипломат по имени д-р Пекар находился в Буркина-Фасо. Он заинтересовался азаваком, но местные обычаи запрещали их продажу. Однако, собак могли преподнести в качестве подарков. Этот человек получил свою первую питомицу в знак благодарности за убийство самца-слона, который терроризировал деревню. Впоследствии, Пекар смог приобрести еще двух однопометников.
Он привёз этих трёх особей обратно в Югославию, где они стали первыми азаваками, прибывшими на Запад, и заложили основу породы в Европе. Вскоре после этого, французские бюрократические чиновники, работающие на Мали, вернулись в Европу с еще семью другими azawakh. Все эти собаки были довольно похожи по внешнему виду и, как считается, из того же региона.
Первоначально, велись горячие дебаты по поводу истинной природы азавака. Сначала он причислялся к слюги, и ему было дано имя «Туарег Слюги». И слюги и азавак иногда считались не чем иным, как сглаженным салюки. К концу 1980-х годов, эта путаница закончилась, и трех собак широко признали отдельными разновидностями. В 1981 году, азавак впервые был признан уникальной породой, Международной федерацией кинологии (FCI) под названием «Sloughi-Azawakh».
В 1986 году, «Sloughi» официально отказался от названия. Хотя редко, но импорт азаваков продолжал периодически поступать. Три таких экземпляра легли в основу линии «Коппа», которая вместе с французскими и югославскими линиями составляет большинство родословных западных azawakh. Французские селекционеры разработали стандарт, основанный на потомках исходных семи собак. Эти нормы были весьма ограничительными, особенно в отношении окраски, и многие более поздние селекционеры считали, что это не оправдало большого разнообразия, обнаруженного у представителей вида.
Хотя неясно точно, когда азаваков начали завозить в Соединенные Штаты, но примерно это было в середине 1980-х годов. Сначала весь импорт поступал из Европы. 31 октября 1987 года, первый подтвержденный помет, появился в Америке благодаря г-же Гизеле Кук-Шмидт. Все ранние особи были красными с белыми отметинами, наиболее часто встречающиеся у европейских псов.
Поскольку интерес к породе в США увеличивался медленно, несколько собак импортировали непосредственно из Африки. Группа азавакских селекционеров собралась в 1988 году для создания Американской ассоциации азаваков (AAA). В рамках своей миссии по защите и популяризации породы, организация приступила к созданию племенной книги и разработала письменный стандарт.
В 1989 году, тигрового азавака импортировали в Соединенные Штаты, а первый американский тигровый помет увидел свет в следующем году у заводчицы Дебби Кидвелл. В 1993 году, Объединенный кинологический клуб (UKC) получил полное признание azawakh в качестве члена группы «Sighthound & Pariah», став крупной американской собачьей организацией.
Многие европейские фанаты хотели завозить больше азаваков непосредственно из Африки, чтобы расширить генофонд, улучшить здоровье породы и ввести больше цветовых вариаций. Однако, правила FCI были и являются весьма ограничительными, что затрудняет регистрацию этих вновь завезенных особей.
Такие условия значительно увеличили сдерживание импорта псовых в ЕС. В Америке, любителям породы было намного проще, ААА был значительно лоялен к импорту, чем FCI, и многие члены активно стремились привезти африканских собак, особенно тех, которые имеют разные цветовые схемы.
Целям AAA способствовали свободные законы США в этом отношении. Организация написала свой стандарт, что разрешал любой окрас, обнаруженный в африканских азаваках, а также создала реестр их регистрации. В середине 1990-х годов, кобель из пестрого цвета был ввезен непосредственно из Буркина-Фасо. В 1997 году беременную суку импортировали из Мали на Аляску, где она родила пестрый и песочный помёт.
Признание азавака
Конечной целью многих американских заводчиков породы является то, чтобы их питомцы получили полное признание у Американского кинологического клуба (AKC). Они подали заявку на членство в Федерации фондовой службы (AKC-FSS), что является первым шагом к их цели. Этот статус предоставляет некоторые привилегии AKC, но не позволяет azawakh конкурировать в большинстве мероприятий AKC.
Растущая популярность породы в Европе привела к созданию ассоциации «Burkinbe Idi du Sahel» (ABIS), которая отправила несколько экспедиций в Сахель, чтобы наблюдать и изучать азавака на его родине. Большая часть того, что известно о традиционном использовании и разведении породы, это результат грандиозной деятельности, проводимой ABIS.
Организация собрала большое количество генетических образцов от azawakh и других местных собак, увеличивая глобальное понимание их истории. Помимо изучения разновидности в его регионе происхождения, ABIS получил множество псовых и экспортировал их на Запад. Многие из этих экземпляров попали в Соединенные Штаты, где их легче импортировать, регистрировать и демонстрировать, чем в Европе.
На своей родине, азавак почти исключительно рабочая собака, и практически каждая особь в Сахеле несет охотничью и защитную службу. На Западе эта порода почти никогда не используется для таких целей, хотя ее иногда можно увидеть на соревнованиях по приманке. Вместо этого, западные azawakh почти всегда являются сопутствующими животными и шоу-собаками, задачи, при которых этот вид хорошо подходит для надлежащего содержания.
Поклонники породы работают над тем, чтобы медленно, но ответственно увеличивать численность разновидности в Америке как путем разведения, так и ввоза. Несмотря на то, что в Соединенных Штатах азавак встречается все еще довольно редко, он развивается лояльно. Любители следят за тем, чтобы в один прекрасный день получить полное признание от АКС.