Психология одежды — один из способов узнать, что у нас на душе и в мыслях, а также объяснить, почему же все-таки нас «встречают по одежке». В действительности подбор наряда тесно связан с тем, что мы видим, ощущаем, чувствуем, о чем мечтаем и чего боимся. Поэтому и эффект от нашего гардероба может быть разным: отталкивающим, располагающим, притягательным или маскирующим.
О чем говорит стиль одежды
Зачастую выбор одежды основывается на внутреннем состоянии человека, то есть происходит неосознанно. Согласно психологии стиля одежды, на его формирование влияют такие факторы, как настроение, возраст (или его ощущение), экономический фактор, личные предпочтения или стремление к подражанию. Причем более показательным в этом смысле является стиль одежды «вне дресскода», в неформальной обстановке.
Классический стиль
Любитель классики — это, в первую очередь, практики с преобладанием скептического отношения к жизни. Такой человек сдержан в проявлении эмоций, соблюдает правила этикета, чтит традиции и стремится к четко поставленным целям.
Он настолько уверен в себе, что не видит необходимости доказывать кому-либо свою значимость, тем более при помощи одежды. Поэтому ставит в основу ее выбора чисто практические цели — комфорт, аккуратность, умеренность и простоту использования.
Торжественный стиль
По мнению психологов, человек, который стремится одеваться торжественно даже без торжественного повода — это личность, полная противоречий. Сочетание контрастных цветов (черного, белого, красного) в одежде отражает полярность его чувств — идеализм и негативизм, нерешительность и браваду, расслабленность и напряжение.
Он имеет свое собственное представление о мире, зачастую иллюзорное, в котором выстраивает свои правила жизни и требования к другим. Из-за этого очень сложно сходится с людьми, поскольку далеко не все отвечают его завышенным претензиям. И тяжело переживает крушения своих иллюзий.
Деловой стиль
Одеваться по-деловому предпочитают уверенные в себе консерваторы с претензией на интеллектуальность. Они сдержанны, а их действия — продуманы и выверены. В том числе и при выборе одежды. Поэтому они отдают предпочтение практичным, неброским, аккуратным вещам.
Модные веяния и экстравагантные направления их совершенно не волнуют. Их вообще мало что волнует, поскольку сдержанность преобладает и в эмоциях. Они не раскрываются перед другими, поскольку не верят в то, что кто-то хочет или способен понять, принять и оценить их внутренний мир.
Спортивный стиль
Спортивное направление в одежде выбирают люди с активной позицией в жизни. И не обязательно спортсмены или индивидуумы, которые поддерживают здоровый образ жизни. Часто спортивный стиль предпочитают энергичные, предприимчивые личности, способные осуществлять несколько дел сразу. Поэтому выбор здесь очевиден: вещи не должны мешать этой активности, а значит, быть удобными, практичными и не сковывать движения.
Если обратиться к психологии одежды мужчины, то предпочтение спортивным вещам отдают люди «на старте», готовые в любой момент взять желанную вершину или доказать сопернику (конкуренту) свое превосходство. В последнее время к числу любителей спортивного образа в одежде начали присоединяться и личности с достатком далеко выше среднего, в том числе известные медиа-персоны.
Стиль «Sexy»
Сексуальный стиль в одежде однозначно призван привлекать к себе внимание. Открытое демонстрирование своих телесных достоинств чаще всего выбирают люди, которые хотят наладить (или разнообразить) свою личную жизнь.
Есть среди любителей откровенного стиля одежды и представители обоих полов, которые таким образом самоутверждаются, наслаждаясь реакцией противоположного пола. В любом случае такие индивидуумы выбирают тактику визуальной «атаки», поскольку не могут или не верят в свои способности привлечь внимание другим способом.
Стиль «fashiоn»
Мода задает направление и основные тенденции стиля на определенный период, но не требует их абсолютного соблюдения. Однако есть люди, которые прилагают все усилия, чтобы быть «в тренде» всегда и везде. Их даже называют «жертвами моды».
Такое фанатичное стремление к созданию образа, который бы соответствовал последней моде, объясняется потребностью выделиться из толпы, самоутвердиться. То есть навести «марафет», чтобы под яркой и ультрамодной маской скрыть мнительность, низкую самооценку и зависимость от чужого мнения.
Деревенский стиль
Чаще всего предпочтение натуральным тканям, расцветкам «Прованс», вышивкам, кружевам и простому крою отдают люди, которые либо по своей натуре тяготеют к природе и естественной красоте, либо уже устали от искусственной современности с ее навязанными стереотипами.
Удобная обувь без каблука, соломенные шляпки, простые аксессуары и минимум косметики призваны показать, что их обладателю не важен статус и тренды — он думает о природе и своей душе.
Экзотический стиль
Преобладание в гардеробе вещей с этническими красками других стран может означать, что их хозяин не хочет мириться с серыми буднями, хочет выделиться, доказать свою исключительность, превосходство. Буйство китайских, индийских, арабских и прочих ориентальных мотивов в одежде часто показывает стремление человека сбежать (хоть мысленно) в более яркий и экзотический мир, в придуманную сказку.
Это своеобразный показатель склонности к авантюризму. Также такой стиль в одежде могут использовать люди, которые принимают ту или иную культуру, философию другой страны, отражая это и в манере одеваться.
Вызывающий стиль
Вычурные наряды, слишком яркие или удручающие образы, несовместимые композиции — все это, согласно принципам психологии выбора одежды, объясняется желанием быть замеченным другими. Эпатаж в поведении и вещах сегодня становится главной жизненной позицией многих известных личностей, которые хотят оставаться популярными любой ценой.
В лексикон даже введено понятие «фрик», которое обозначает человека с яркой, экстравагантной внешностью и такими же манерами. Однако если есть люди, которые выбирают такой стиль в одежде намеренно, то есть и такие, которые делают это неосознанно. Они сочетают не сочетаемое, будучи абсолютно уверенными, что это красиво и стильно.
Унылый стиль
Стиль «серая мышь» также имеет свою армию приверженцев. Они также используют одежду с определенным умыслом — но не выделиться, а наоборот, спрятаться, раствориться в толпе, стать незаметными. Поэтому выбирают вещи неброских расцветок (серого, коричневого, черного и их оттенков) и консервативного кроя, пряча за ней свои комплексы — неуверенность, робость, безынициативность.
Важно! Стиль в одежде — это в большинстве случаев переменная составляющая имиджа. Он может меняться как в течение жизни, так и даже на протяжении дня.
Психология цвета одежды
Цветовая гамма наряда не менее информативна, чем наши жесты, мимика и другие визуальные сигналы. Она отражает наше настроение, жизненную позицию, чувство гармонии и стиля. Более того, специалисты по психологии цвета в одежде напрямую связывают с характером человека.
Рассмотрим основные цвета в одежде и их значение:
Белый цвет. Вызывает ассоциации со свежестью, чистотой, легкостью, торжественностью. Цвет-настроение, который подходит любому возрасту. Его выбирают люди искренние, открытые, порядочные, а также аккуратные, поскольку белые вещи требуют бережного ношения и тщательного ухода. Также белоснежные одежды могут использовать личности, которые хотят создать себе безупречный образ для достижения определенных целей.
Красный цвет. Цвет любви, энергии, огня и силы. Он бодрит, придает сил и повышает жизненный тонус. Привлекает внимание, вселяет уверенность и повышает интерес к жизни. Поэтому люди в красном — это зачастую инициативные, страстные, смелые, динамичные, эмоциональные натуры. Их привлекают приключения, интриги и насыщенная событиями жизнь.
Черный цвет. Цвет-тайна, цвет-маска. Он помогает скрыть физические недостатки, эмоции, чувства и помыслы. Он ассоциируется со строгостью, элегантностью, сдержанностью, загадочностью. Его выбирают люди, которые тщательно оберегают от окружающих свой внутренний мир и свои истинные намерения, самостоятельные и самодостаточные. Они обладают добрым сердцем и щедрой душой, терпеливы и легко приспосабливаются к новым обстоятельствами, но при этом могут быть упрямыми и бескомпромиссными. Также предпочтение черной одежде отдают бунтари, личности с депрессивным настроем, пессимистическим или отрицательным восприятием жизни.
Серый цвет. Цвет баланса, нейтральности, спокойствия, безопасности. Поэтому считается идеальным выбором для деловой одежды. Однако его можно встретить и за пределами офисов и кабинетов. Часто такую расцветку нарядов выбирают люди меланхолического характера, спокойные, уравновешенные, не стремящиеся привлекать к себе внимание. Немало индивидуумов используют его в качестве фона для создания гармоничного образа с другими более насыщенными цветами. Есть среди них и отдельная категория («серые кардиналы»), которая с помощью серости и неприметности маскирует свои истинные мотивы и намерения, манипуляции и игры.
Синий цвет. Мелодия неба, вечности, мудрости, спокойствия и уравновешенности. Он символизирует серьезность и надежность, умиротворяет, тонизирует. Психологи считают, что одежду синего цвета выбирают люди, которые нуждаются в гармонии, верности, постоянстве, покое. Они честны, серьезны, целеустремленны и при этом робки, романтичны. Если человек намеренно отвергает такую расцветку, он находится в стрессе, напряжении, состоянии протеста.
Зеленый цвет. Цвет твердости, постоянства, упорства, стабильности. Темные его оттенки символизируют консерватизм, жесткость, светлые — юность, надежду. Люди, которые отдают ему предпочтение, настойчивы, критичны, аккуратны, способны на жертвы. Поэтому, если обратиться к психологии одежды женщины, представительниц прекрасного пола в зеленом можно охарактеризовать как хороших матерей и прекрасных хозяек. Но со стороны тактичность и рассудительность любителей зеленой цветовой гаммы в одежде может создавать впечатление их расчетливости и холодности.
Желтый цвет. Символ яркости, легкости, радости, оптимизма. Люди в желтом всегда открыты к общению и новой информации, оптимистичны и жизнелюбивы, иногда даже чудаковатые. Любят путешествовать и веселиться, нуждаются в переменах и не терпят скуки. При этом они не решительны и переменчивы.
Коричневый цвет. Цвет мудрости, спокойствия, уюта, безопасности. Это теплый, мягкий цвет, который дарит ощущение покоя, комфорта. Он располагает к себе, способствует коммуникации. Поэтому выбор коричневой одежды может свидетельствовать о том, что человек ищет свою зону комфорта, стремится побороть депрессию или найти выход из конфликтной ситуации. Также его предпочитают ценители домашнего уюта, традиций и семьи.
Розовый цвет. Символ мечтательности, мягкости, романтичности. Его выбирают эмоциональные и очень ранимые натуры. Они настроены на волну нежности, доброты и мира. Часто это беззаботные, наивные, легкие в общении люди, живущие в своем сказочном мире. При этом уход в розовый цвет может означать инфантильность, эгоизм, легкомыслие.
Оранжевый цвет. Цвет энергии, силы, успеха, теплоты, процветания. Он дарит ощущение благополучия, тепла, радости, заряжает позитивом и оптимизмом. Люди, которые отдают предпочтение оранжевому цвету в одежде, любят солнце, веселые компании и вкусную еду. Они симпатичны, быстро располагают к себе, честолюбивы и расчетливы. Бывают эмоционально непостоянными, ревнивыми.
Фиолетовый цвет. Это символ нестандартности, магии, фантазии. Он способствует расширению творческих способностей, ассоциируется с королевским величием, респектабельностью. Любителей фиолетового можно охарактеризовать как людей, которые верят в волшебство и магию, любят мечтать и фантазировать.
Преобладание в гардеробе пастельных тонов говорит об открытости, романтичности, чувственности. Яркие краски в одежде предпочитают люди с особой энергетикой — активные, противоречивые. Темные и насыщенные свидетельствуют об уверенной, четкой позиции в жизни, стремлении к стабильности.
Роль ткани в психологии одежды
Ткань, из которой человек предпочитает выбирать одежду, также может немало рассказать о своем владельце.
Люди, которые любят джинсовую одежду, обладают некоторой дуальностью, противоречивостью: им не хочется уходить от комфорта уже знакомых, привычных вещей, но при этом нравится все новое и оригинальное. Конечно же, многих привлекает практичность джинса в носке и уходе, его сочетаемость с другими тканями и фурнитурой.
Трикотажная одежда нравится ранимым, сентиментальным личностям, которые ценят комфорт и нуждаются в теплоте, общении. Они демократичны и дружелюбны. Кроме того, трикотаж приятен на ощупь, комфортен, практичен, хорошо ложится по фигуре, поэтому присутствует в гардеробе практически каждого с рождения.
Одежда из кожи привлекает людей активных, целеустремленных. Ее предпочитают эпатажные, агрессивные, протестующие против стереотипов персоны, а также многие представители субкультур.
Замшевая одежда не такая агрессивная, как кожаная. Ее любят люди, которые ценят стабильность, престиж и статус.
Выбор одежды из изысканных тканей говорит о том, что человек стремится к роскоши, высокому статусу, сильно акцентирует внимание на своей внешности и впечатлении, которое он производит на других.
Смотрите видео о психологии выбора одежды:
Цвет одежды может выдать все наши секреты — настроение, мечты, желания, намерения и страхи. Он же может поднять настроение, придать уверенности и расположить к себе. Поэтому важно уметь использовать его себе в пользу.