Название этого китайского боевого искусства на русский можно перевести, как «Кулак Великого предела». Сегодня оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань является одним из самых популярных стилей ушу во всем мире. Безусловно, особенно это касается Поднебесной, где утром можно увидеть много людей, занимающихся тайцзицюань. Согласно официальной статистике только в одном Китае этим стилем ушу занимается порядка 200 миллионов человек.
История создания тайцзицюань
Существует масса легенд о создании оздоровительной гимнастики и боевого искусства тайцзицюань. Так согласно одной из них основоположником этого стиля стал Чжан Саньфен — странствующий даосский монах, который жил в пятнадцатом веке. В соответствии с другой популярной легендой этот человек был алхимиком (жил в двенадцатом столетии), а созданный им впоследствии стиль ушу Чжану Саньфену приснился.
Третья легенда говорит о том, что тайцзицюань была создана магом и мистиком Сью Сюаньпином, а произошло это в седьмом веке. Большое количество легенд вокруг тайцзицюань связано с высокой популярностью стиля и не только на родине. Многие предания гласят, что тайцзицюань был передан людям небожителями, а произошло это между восьмым и семнадцатым веками.
Вполне очевидно, что историки всего мира также проявили интерес к истории появления данного стиля ушу. Они уверены, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань был создан Чень Вантином, проживавшем в семнадцатом веке в провинции Хенань. Этот человек был великим военачальником, но после падения династии Мин он увлекся даосизмом и уединился. В свободное время он совершенствовал свое боевое искусство и параллельно создавал новый стиль ушу.
Тайцзицюань: что это?
Оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань представляет собой комплекс многофункциональных упражнений, способствующих укреплению суставов, положительно воздействующих на позвоночный столб и нервную систему. Все движения выполняются в медленном темпе и сочетаются с глубоким дыханием при полной концентрации внимания.
Одним из главных факторов, благодаря которым тайцзицюань стал популярен во всем мире, является способность этого стиля ушу очистить разум и расслабить тело. Также на популяризации данного направления китайских боевых искусств сказалось и распространение огнестрельного оружия. С его появлением ушу в целом и тайцзицюань в частности стали уже не столь актуальны с точки зрения самообороны. В результате мастера тайцзицюань стали делиться секретами своего искусства с широкой публикой.
Третьим же фактором стало огромное оздоровительное влияние гимнастики на весь организм. В результате именно увлечение оздоровительно частью тайцзицюань стало причиной отсутствия желания вникать в глубины философии этого боевого искусства. Безусловно, чтобы хорошо освоить теоретическую и практическую стороны тайцзицюань необходимо затрать массу времени и усилий. Однако только в этом случае можно понять, что это не только оздоровительная гимнастика, но и высокоэффективное боевое искусство.
Выполняемые в медленном темпе движения производят медитативное воздействие, принося чувство радости и удовлетворения. Следует заметить, что данный стиль ушу не только выглядит плавным внешне, но также является таковым и внутри. Практикующий способен с течением времени ощутить циркуляцию энергии ци в своем теле и достигать состояния медитации. В Китае верят, что правильная циркуляция ци способствует укреплению здоровья и приводит к просветлению.
Мы уже говорили, что для многих практикующих тайцзицюань сегодня людей, это простая оздоровительная гимнастика. Однако наличие в названии приставки «цюань», что переводится, как кулак, говорит и о боевой составляющей этого стиля. Китайские мастера стиля говорят о том, что боевое использование стиля является его душой. Ученые доказали, что тайцзицюань весьма полезен для здоровья, суть стиля заключается в боевой составляющей.
Если вникнуть в каждое движение комплекса, это сразу становиться понятно. Каждое упражнение имеет боевое применение и включает в себя несколько приемов. Если из стиля исключить боевые элементы, то это будет уже не настоящий тайцзицюань. Отличительной чертой данного стиля ушу является мягкая нейтрализация атак противника и жесткий ответ. В результате можно утверждать, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань гармонично сочетает в себе внутреннее (боевое) содержание с вешней (движения) формой.
Особенности техники тайцзицюань
Среди главных особенностей стиля можно выделить мягкие перекатывающиеся шаги при непрерывном плавном движении рук. Благодаря мягким шагам во время поединка легко удерживать равновесие, а толкающие движения руками позволяют со временем предугадывать действия противника. Заметим, что похожая техника движения рук имеет место быть и в другом стиле ушу — вин-чун.
Кроме способности предсказывать движения соперника, техника «толкающих рук» способна сковать действия соперника. Если он привык только наносить удары, то не сможет ни чего противопоставить такой вязкой защите. Заметим, что схожие техники можно встретить и в двух школах каратэ. Плавность и непрерывность движений можно наработать благодаря медленному выполнению всех движений.
Также это помогает и в отработке правильных перемещений. В результате во время поединка можно развить высокую скорость именно благодаря отточенности всех движений. Мы уже отмечали, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань является многогранным и позволяет сочетать во время поединка жесткие и мягкие техники.
Так как во всем мире наибольшую популярность получил стиль Ян, проповедующий в первую очередь мягкую технику, появилось заблуждение об отсутствии боевой составляющей во всем тайцзицюань. В других направлениях стиля, которые не являются производными от Чэнь, акцент делается на жесткую технику.
Стили тайцзицюань
Сейчас можно выделить пять основных стилей тайцзицюань, основанных на Чэнь.
Тайцзицюань семейства Чэнь
Данный стиль является основным боевым искусством семьи Чэнь, который подразделяется на старый и новый. Старый стиль был создан Чэнь Вантином и состоит из пяти комплексов таолу. На протяжении практически трех сотен лет он совершенствовался и видоизменялся. В результате до нас дошло только два комплекса.
Первый из них включает 83 формы и в основном содержит мягкие движения. Чтобы правильно выполнять данный комплекс необходимо обладать определенной физической подготовкой, так как приходится во время занятия тратить много энергии. Этот таолу сочетает в себе мягкие движения с резкими, выполняемые с различной скоростью. Также здесь присутствуют прыжки, вращения и энергетические выбросы.
Второй комплекс носит название пао-чуй, что можно перевести, как «пушечный удар». Он содержит 71 форму, большая часть которых являются жесткими. Особенностью данного стиля является большое количество ударов ногами, а движения в сравнении с первой таолу более быстрые и резкие. Также в комплексе содержится большое количество ударов ногами в прыжке, уворачиваний и молниеносных разворотов с перемещением. Отметим и тот факт, что тайцзицюань Чэнь предполагает обучение навыкам боя с различными видами оружия.
Тайцзицюань семейства Ян
Основателем стиля является мастер Ян Лучан, живший в провинции Хебей. Его семья была бедной, а сам Ян работал у семейства Чэнь, где и освоив тайцзицюань. Будучи в зрелом возрасте, мастер вернулся в свою родную провинцию и продолжил практиковать тайцзицюань. При этом он вносил некоторые изменения, добавив мягкость и увеличив силу с решительностью.
Он решил упростить многие сложные элементы основного стиля, например, улары ногой в прыжках. Работу по упрощению стиля семья Чэнь продолжил его сын Ян Цзяньхоу. Именно благодаря своей простоте в освоении стиль тайцзицюань Ян пользуется максимальной популярностью. Его могут освоить все желающие, даже не обладая при этом достаточным уровнем физической подготовки.
Следует заметить, что в стиле Ян существует три типа «формы» (способ выполнения движений) — малая, большая и средняя. Кроме этого существует и три вида стоек: высокая, низкая, средняя. Ян Ченфу, внук основоположника данного стиля, всегда говорил, что стойки можно использовать любые, а вот форма должна обязательно быть широкой, расслабленной и открытой.
Тайцзицюань У Юйсяна
Основоположником данного направления принято считать мастера У Юйсяна, проживавшего в провинции Хебей в конце правления династии Цин. Первым наставником У Юйсяна был сам Ян Лучан. После этого У Юйсян постигал и мастерство старой школы Чэнь. Внося во все эти направления изменения, мастер стремился постичь их философию и объединить. В результате на свет появился новый стиль тайцзицюань. Среди его особенностей модно отметить строгий шаг, плавные движения, крепко сжатые кулаки. Энергия ци при выполнении движений сконцентрирована в области живота.
Тайцзицюань У Цзяньцюаня
Был создан мастером ушу Цюань Ю из Манчжурии в период заката династии Цин. После прохождения обучения у Ян Лучана и его сына, Цюань Ю стал настоящим мастером мягкого направления тайцзицюань. После внесенных им изменения, движения стали более плавными, а большинство прыжков и различных трюков было исключено.
Тайцзицюань семейства Сунь
Основоположником данного стиля является Сунь Лучана. Этот человек был страстным почитателем ушу. Изучив несколько стилей, он впоследствии объединил их и создал свой собственный. Стиль Сунь отличают челночные передвижения вперед-назад, а также спокойствие и гибкость. Комплексы можно сравнить с медленно плывущими в небе облаками либо непрерывным потоком воды.
Друзья мастера назвали его стиль кай-хэ хобу, что означает «быстрые шаги скручивания и раскручивания». В технику Сунь вошли уклонения, перемещения и прыжки (заимствованы из багуа-джан), а также уходы вниз, взлеты, падения и перевороты (взяты из син-и-цуань).
Это только основные направления оздоровительной гимнастики и боевого искусства тайцзицюань. Существует и несколько других, которые просто не обрели такую популярность, как описанные нами. Необходимо вспомнить и о существовании даосских стилей, которые отличаются от тайцзицюань семейства Чэнь не только рисунком, но и проработкой всех движений. Например, Школа Гром-Ветер может быть отделена от тайцзицюань Чэнь. Она возникла и развивалась в даосских общинах.
Восемь базовых движений Тайцзицюаня в следующем видео: